Auto-Consulting уже публиковал данные ГФС по поступлениям в бюджет от таможенного оформления автомобилей. Напомним, что с импорта новых авто бюджет получил 15,8 млрд. грн., а с импорта б/у авто – еще 5,5 млрд. грн. При этом, оба этих показателя заметно выросли за последний год. Так, что в Кабмине, наверняка, кто-то даже мог получить премию. Но в Auto-Consulting решили проанализировать структуру авторынка более детально и обнаружили, что страна понесла огромные убытки только за последний год.
Для начала нужно также понимать, что кроме импорта новых автомобилей и импорта б/у авто, которые принесли доходы в бюджет Украины, были и поставки, так называемых, авто на “еврономерах”, с которых Украина вообще не получает никакого дохода. Притом, за последний год таких авто, по данным самой же ГФС, было уже 246,6 тыс. штук. И это только тех, которые уже нарушили время пребывания в стране, а всего число авто на “еврономерах” в стране в ГФС оценивают в 425 тыс. штук.
Соответственно, “еврономера” влияют не только на рынок подержанных авто в Украине прямой конкуренцией, но и оказывают влияние на рынок новых авто. Нет, не прямой конкуренцией, а тем, что удлиняют или разрывают цепочку сделок “продал б/у авто- купил новое авто”. Вместо этого, значительная часть покупателей предпочла продать б/у авто и купить авто на “евробляхе” или испытывала сложности с продажей своего б/у авто украинской регистрации. А учитывая большие объемы ввоза “еврономеров” – это явление уже стало массовым на украинском рынке
То есть, недальновидная политика Кабмина и Верховной Рады, которые почему-то откладывают решение вопроса с “еврономерами”, привела к тому, что автомобильный рынок трансформировался и изменил свои объемы. Еще одно из таких недальновидных решений – это принятый Верховной Радой в 2016 г., так называемый закон “О льготном импорте подержанных автомобилей” (№3251). Его инициаторы теперь гордятся, что только один этот закон позволил за 2017 г. принести в бюджет 5,1 млрд. грн. (из 5,5 млрд. общих поступлений от импорта б/у авто, 5,1 млрд. грн. были авто по льготным акцизам). Это, действительно так, если рассматривать эти цифры отдельно от всего авторынка. А если же оценить их в комплексе всех доходов авторынка, то уже возникают вопросы.
Первый такой вопрос. Почему рост импорта б/у автомобилей за последний год в 3 раза, привел к увеличению отчислений с него в бюджет лишь в 2,3 раза? Для сравнения, увеличение поставок новых авто на 28%, привело к росту налоговых поступлений на 27%, то есть почти линейная зависимость. Второй вопрос возникает глядя на показатели поступлений. Нехитрая математика показывает, что импорт новых авто для страны выгоднее в 3 раза, чем поставки б/у автомобилей, даже при почти одинаковых показателях. Ну а третий вопрос должен был возникнуть у Кабмина, когда они оценивали влияние возросшего импорта б/у автомобилей на рынок новых авто, который, напомним, приносит государству в 3 раза больше доходов. Сколько же новых авто недопродали дилеры из-за того, что потребители предпочли б/у автомобиль? И сколько на этом потерял бюджет?
В Auto-Consulting смоделировали ситуацию на авторынке, так, если бы не было закона №3251 и “заигрывания” с “евробляхами”. По нашим оценкам, рынок новых легковых авто уже должен был вернуться к показателям 2013 г. По крайней мере, на рынке грузовых авто, где не было “популистских” реформ законодательства, рынок в 2017 г. практически вышел на докризисные объемы.
В этом случае, автомобильный рынок Украины уже бы имел вот такие очертания. Импорт новых авто уже бы достигли в 2017 г. 171 тыс. штук, а не 80,5 тыс. штук, как было зафиксировано, а тот же “АвтоЗАЗ” произвел бы 20 тыс. автомобилей. Почти столько же он выпустил и в 2013-м.
А теперь давайте посмотрим, что бы получил бюджет Украины от такой конфигурации авторынка. Только от импорта новых авто государство бы уже получило 33,5 млрд. грн., плюс еще бы “ЗАЗ” заплатил 1,5 млрд. грн. налогов в бюджеты всех уровней.
Только с рынка новых авто Украина могла бы дополнительно за один год получить 17,7 млрд. грн. налогов уже в 2017 г. А суммарно, с работающим даже кое-как “ЗАЗом” (мощность завода рассчитана на 150 тыс. авто в год), страна дополнительно получила 19,2 млрд. грн. налогов!
Конечно, скептики скажут: “У нас низкая средняя зарплата в стране, столько авто бы не купили!”. Так вот, с такими потерями бюджета зарплата и не будет увеличиваться. И абсолютно верно, что начинать реформы (принимать законы) нужно именно с мыслями об увеличении доходов населения, с того, что страна должна зарабатывать больше. Кабмин и Верховная Рада, вместо того, чтобы развивать доходное направление (новый авторынок), целый год не могли ничего решить с “евробляхами” и стимулировали импорт б/у автомобилей. И от такой недальновидной политики на авторынке, общие потери государства исчисляются 19,2 млрд. грн. Плюс, фактически был за год обанкрочен “АвтоЗАЗ”, который только за последние 10 лет принес государству еще 7,5 млрд. грн. налогов.
Теперь “ЗАЗ” уже не принесет ни копейки, да еще и 19 тыс. человек остались без работы на самом предприятии, и около 100 тыс. человек в смежных отраслях и на заводах-поставщиках. Они отправились в Польшу и будут подымать там экономику. А мы здесь, в Украине, будем покупать авто на “евробляхах”. Вот такие последствия непродуманной автомобильной политики государства и популизма. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)