В 2011 г. и январе-октябре 2012 г. продолжалось стабильное восстановление российского автомобильного рынка. Совокупный объем продаж автомобилей всех типов и всех сегментов по источникам происхождения (традиционные российские марки, иномарки российской сборки, новый импорт и подержанный импорт) составил в 2011г. 2,8 млн. шт. В то же время темп прироста продаж в годовом исчислении нарастающим итогом в указанный период постепенно замедлялся, что стало особенно заметно в последние месяцы 2012 г.
Динамика продаж автомобилей по отдельным типам и сегментам на протяжении года была неоднородной, продолжилось впервые отмеченное в апреле 2011 г. незначительное замедление темпа роста продаж легковых автомобилей.
Долевая структура рынка машин (по происхождению) в каждом из трех секторов (легковые, грузовые и автобусы) изменялась в течение года в соответствии с присущей каждому сектору закономерностью.
Сравнение структуры рынка легковых автомобилей по их происхождению за последние два года выявило следующие изменения. Абсолютный рост продаж отмечен во всех сегментах рынка, кроме импорта подержанных иномарок. При этом имеет место заметное перераспределение рыночных долей в пользу произведенных в РФ ино-марок за счет сокращения доли отечественных машин при практически неизменной доле новых импортных.
Кроме того, российский рынок легковых автомобилей отличается высоким уровнем разделения по моделям, что характеризует его относительную развитость, но создает проблемы в конкурентоспособности по масштабам производства. На рыночную ситуацию оказывает также воздействие импорт подержанных автомобилей, программа утилизации и колебания процентной ставки по автокредитам.
Рост потребительского спроса, государственные стимулирующие меры и инвестиции автопроизводителей в новые мощности привели к значительному увеличению выпуска легковых автомобилей. По прогнозам экспертов PwC, ожидается сохранение тенденции к росту, обеспеченному к 2018 г. в основном расширением производства иностранных брэндов, доля сбыта собранных в РФ иномарок значительно вырастет.
Однако аналитики полагают, что экономическая и валютная нестабильность делает российский рынок труднопредсказуемым в краткосрочной перспективе. В текущих экономических условиях игроки автомобильного рынка могут рассчитывать на долгосрочный рост, но должны быть готовы быстро отреагировать на возможные изменения.
Российский рынок с объемом продаж в 2,8 млн. автомобилей в 2011 г. был вторым в Европе после Германии и четвертым – после КНР, США и Германии. 2011 г. также показал уверенный рост продаж автомобилей в России как в количественном, так и в денежном выражении. Однако докризисные показатели 2008 г. пока еще не достигнуты, констатируют специалисты.
Россия обладает определенным потенциалом для развития производства и продаж легковых автомобилей, ведь уровень автомобилизации в стране составляет 243 автомобиля на 1 тыс. жителей, что вдвое меньше, чем в среднем по Европе – 477.
В 2011 г. легковых автомобилей было продано 2,48 млн. шт. (+39,5% к 2010 г.), грузовых – 128,4 тыс. (+61,4%), легких коммерческих автомобилей – 172,6 тыс. (+25%) и автобусов – 16 тыс. (+19,4%).
Рыночная доля легковых машин российского производства составила 68,3% (67,9% в 2010 г.), из них на традиционные российские марки пришлось 24,6%, иностранные – 43,8%.
Наиболее популярными в 2011 г. на российском рынке легковых автомобилей оставались модели производства ОАО “АвтоВАЗ” – 1-4-е места, на 5-м месте – Hyundai Solaris (с продажами 97,2 тыс. шт.), на 6-м – Ford Focus (82,5 тыс.), на 7-м – Renault Logan (производство ОАО “Автофрамос”, 81,9 тыс.).
В 2011 г. 21% всех продаж легковых автомобилей пришлось на премиум-сегмент (в 2010 г. – 16%), было продано 520 тыс. автомобилей премиальных моделей (+79% к 2010 г.) на $30 млрд. (около 1/2 автомобильного рынка России в денежном выражении).
Примечательно, что в 2011 г. спрос на автомобили стоимостью более $100 тыс. вырос в 2,2 раза по сравнению с 2010 г. Принимая во внимание текущие потребительские предпочтения, эксперты PwC ожидают продолжения роста спроса на премиальные модели автомобилей.
2012 г. продолжил положительную динамику 2011 г. – совокупные продажи легковых автомобилей увеличились в I квартале 2012 г. на 21%. В перспективе ряд экспертов ожидают некоторого замедления темпов роста – в 2012 г. объем продаж новых легковых автомобилей (без учета легких коммерческих автомобилей) может составить около 2,6 млн. шт.
В то же время специалисты отмечают в последнее время снижение “потребительского аппетита”, хотя розничные продажи все еще остаются выше уровня 2011 г. благодаря предложениям банков в I полугодии и заметному росту рыночных стимулов в последнее время.
Как отметил председатель комитета производителей автомобилей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Й. Шрайбер, в настоящее время спрос замедляется по сравнению с 2011 г., что окажет влияние на уровень продаж в ближайшие месяцы. В связи с этим АЕБ сохраняет прогноз на 2012 г. на уровне 2,85 млн. автомобилей.
По данным Минпромторга РФ, в январе-сентябре 2012г. на российском рынке реализация новых импортных иномарок составила 629,1 тыс. машин (+6,9% к аналогичному периоду 2011 г.). В структуре произведенных в России легковых автомобилей за 9 месяцев 2012 г. продажи иномарок увеличились на 37,2% до 1008,4 тыс. шт., автомобилей российских брэндов – снизились на 10,2% до 426,8 тыс. В указанный период на российском рынке самым быстрорастущим сегментом стал импорт подержанных машин, который вырос на 74,9% (до 159,1 тыс. шт.).
По оценке PwC, в 2012 г. автомобильный рынок РФ в целом может составить 2,6 млн. машин (+4% к 2011 г.), в том числе автомобилей российских марок – 550 тыс. (-11%), иномарок российского производства – 1150 тыс. (+11%), импорт новых машин – 900 тыс. (+7%).
В I полугодии 2012 г. российские потребители потратили более 1 трлн. руб. на покупку новых автомобилей, но удельный вес российских производителей автомобилей был незначительным. Рыночная доля АвтоВАЗа в денежном выражении сократилась до исторического минимума, составив 7,5%. По данным АЕБ, в I полугодии 2012 г. было реализовано 250,73 тыс. автомобилей Lada (около 17,69% российского автомобильного рынка), продажи завода снизились на 14%. Снижение рыночной доли АвтоВАЗа объясняется в том числе тем, что компания работает в нижнеценовом сегменте.
Тем не менее ОАО “АвтоВАЗ” остается абсолютным лидером российского автомобильного рынка по итогам января-октября 2012 г. (449,2 тыс. автомобилей Lada, спад на 9%) – после небольшого сокращения продаж в сентябре 2012 г. в октябре реализация увеличилась до 50,0 тыс. (рост на 2%); далее следуют Chevrolet (тыс. шт., в скобках – изменение, %) – 172,7 (рост на 24), Kia – 157,5 (на 24), Renault – 155,4 (на 24) и Hyundai – 146,7 (на 13, в октябре – снижение на 6).
Согласно данным системы “СКРИН”, по итогам 2011 г. выручка импортеров автомобилей в России выросла на 53%, а суммарный оборот автопроизводителей и дистрибуторов – на 64%.
Крупнейшим игроком автомобильной отрасли по объему выручки является компания “Фольксваген Груп Рус”, которая увеличила оборот на 67% до 192,2 млрд. руб., сообщило Интернет-издание AutoBusinessinfo. Вторую строчку с результатом 180,9 млрд. руб. (+47%) занимает “Тойота Мотор”, третью – АвтоВАЗ – 174,8 млрд. (+28%). Наибольший рост в первой “пятерке” показал занимающий 4-е место “Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус” – 364% (97,8 млрд. руб.), чему во многом способствовало слияние компании с “Ниссан Мотор Рус” в 2011 г.
Среди представительств премиум-брэндов наибольший рост имел “Мерседес-Бенц Рус” – на 43% (7-е место, 78,5 млрд. руб.). Оборот других “премиальных” брэндов – “БМВ Русланд Трейдинг” и “Ягуар Ленд Ровер” – увеличился на 30% и 46% соответственно.
Согласно данным ФТС России, импорт легковых автомобилей в Россию в январе-сентябре 2012 г. вырос на 19,3% до 828,3 тыс. шт. на $15,71 млрд., в том числе из стран дальнего зарубежья – 733,1 тыс. ($15,1 млрд.) и стран СНГ – 95,2 тыс. ($705,2 млн.).
Экспорт легковых автомобилей из РФ в январе-сентябре 2012 г. увеличился в 1,7 раза до 82,5 тыс. шт. ($709,9 млн.), в том числе в страны дальнего зарубежья было поставлено 3,2 тыс. ($28,1 млн.), страны СНГ – 79,3 тыс. ($681,8 млн.).
В I полугодии 2012 г. Россия экспортировала в другие страны (за исключением членов ТС – Беларуси и Казахстана) 28,9 тыс. легковых автомобилей. Украина занимает 65% в экспортных поставках российских автомобилей – 18900 шт., далее следуют Азербайджан (шт.) – 6743, Латвия – 1022, Кыргызстан – 522, Армения – 238, Грузия – 238, Литва – 235 и Монголия – 116. В страны Западной Европы экспорт был чисто символическим – по 8 машин было отправлено в Германию и Францию, 6 – в Великобританию, по одной – в Бельгию и Швейцарию. Из России автомобили экспортируются также в такие страны, как Венесуэла (3 шт.), Гвинея (2 шт.), Ангола (2 шт.) и Никарагуа (1 шт.).
Доля продукции АвтоВАЗа в экспортных поставках составила 55%. В то же время достаточно активно начал расти экспорт собираемых в России иномарок. В январе-июне 2012 г. на экспорт было отправлено 3,8 тыс. автомобилей Hyundai Accent, 3,6 тыс. – Kia Rio, 2,23 тыс. – Volkswagen Polo, 0,81 тыс. – Renault Sandero и 0,6 тыс. – Renault Logan. В 2012 г. компании Renault, Hyundai-Kia и Volkswagen начали экспортные отгрузки мелкосерийными партиями в страны ближнего зарубежья, прежде всего в СНГ.
Экспорт легковых автомобилей в I полугодии 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. вырос лишь на 8%, в том числе “российских иномарок” – на 133%, автомобилей российских брэндов – снизился на 23%.
Всего за 9 месяцев 2012 г. АвтоВАЗ поставил на внешние рынки более 52,6 тыс. машин (+39,5%). В структуре экспортных поставок автомобилей Lada на Казахстан приходится 49%, Азербайджан (%) – 24, Украину – 15 и Беларусь – 5. По итогам 2012 г. компания планирует отправить на экспорт не менее 65 тыс. автомобилей Lada всех моделей.
Кроме того, в январе-сентябре 2012 г. на предприятия внешней сборки компания отправила более 102 тыс. машинокомплектов, в которых доля GM-АвтоВАЗ и Ижевского автозавода составила 45% и 29,3% соответственно. Всего за 2012 г. АвтоВАЗ планирует поставить на предприятия внешней сборки около 157 тыс. машинокомплектов.
Согласно прогнозу аналитической компании ОАО “АСМ-Холдинг”, рынок легковых автомобилей в 2012 г. (по оптимальному варианту) может составить 2,6-2,65 млн. шт.; при этом не исключается вариант снижения до 2,4 млн. из-за присоединения России к ВТО. Одновременно сократятся продажи новых автомобилей российских моделей за счет увеличения ввоза подержанных легковых автомобилей. Продажи новых автомобилей, ввозимых из-за рубежа, останутся практически на уровне 2011 г.
По прогнозу концерна Volkswagen AG, в 2012 г. российский рынок легковых автомобилей вырастет более чем на 10% до 2,72 млн. шт. Как заявил финансовый директор фирмы Volkswagen Group Rus М. Обровски, в 2013 г. компания прогнозирует дальнейший рост рынка почти на 7% до 2,9 млн. машин, а в 2018 г. он может достигнуть 3,5 млн.
По расчетам ряда аналитиков, с 2013 г. в России будет ежегодно продаваться около 4 млн. новых машин, большинство из которых – зарубежные марки. К 2015 г., по прогнозу СП Ford-Sollers, автомобильный рынок РФ вырастет до 4 млн. машин в год, при этом СП намерено занять на нем нишу в 9%.
Автомобильную промышленность необходимо рассматривать как одну из ключевых отраслей национальной экономики РФ. В советский период в структуру отрасли входило более 5 тыс. предприятий. В настоящее время половина из них обанкротились или сменили вид деятельности.
В 2010-2011 гг. в автомобильной промышленности России было создано около 1% ВВП; она обеспечила около 400 тыс. рабочих мест непосредственно в компаниях-производителях автомобилей и комплектующих, до 1 млн. – в зависимых и дилерских компаниях.
Концепция развития российского автомобилестроения предусматривает поддержку существующих российских производителей, приоритет НИОКР, внедрение инноваций, преобладание промышленной сборки иностранных моделей с высокой степенью (от 60%) локализации производства комплектующих, в том числе двигателей.
В целях оптимизации фирменной структуры отрасли предлагается сохранение нескольких крупных производителей легковых автомобилей с объемом выпуска 1,3-1,5 млн. шт. в год, что вписывается в мировые тенденции слияний и поглощений. Объединенные компании смогут аккумулировать “ноу-хау” и ресурсы отрасли. Одновременно самостоятельно могут работать производители нишевых продуктов – специальных автомобилей, внедорожников и т. п.
Развитие российского автомобилестроения идет в сложных условиях. Затраты на НИОКР российских производителей автомобилей не превышают 1% годовой выручки, в то время как в ведущих зарубежных компаниях они составляют 4-5% и более. Это приводит к тому, что цикл разработки новых моделей в России значительно длиннее, чем в ведущих мировых компаниях и, как результат, темп обновления модельного ряда заметно ниже.
До настоящего времени в отрасли действуют четыре типа предприятий:
– традиционные российские производители с частичным государственным участием (ОАО “АвтоВАЗ”, предприятия Группы “ГАЗ”, ОАО “КАМАЗ”, АМО “ЗИЛ” и др.) характеризуются наличием изношенной производственно-технологической базы, ограниченными источниками инвестиций, нехваткой современных технологий, недостаточностью масштабов выпускаемых автомобильных платформ и моделей, гибкости производства и профессионального менеджмента. На первых трех предприятиях в настоящее время проходит значительная трансформация собственности и модернизация производства;
– российские сборочные предприятия (ОАО “ИжАвто”, ООО “ТагАЗ”, предприятия группы “Соллерс”, группа компаний “Автотор”, ОАО “Дервейс” и др.) имеют относительно современные технологии, гибкое производство, западный стиль управления, но неразвитый собственный инжиниринг и недостаточные масштабы производства для увеличения локализации. Кроме того, они не имеют прав на интеллектуальную собственность (например, как в случае с группой компаний “Автотор”, являющейся контрактным сборщиком автомобилей);
– иностранные производители автомобилей (Ford, GM, Renault-Nissan, Hyundai-Kia, Toyota, PSA Peugeot Citroen и др.) относительно недавно появились в России, имеют ограниченный масштаб производства и уровень локализации, как правило, не имеют местных инжиниринговых центров;
– прямые импортеры действуют во всех сегментах автомобильного рынка и напрямую зависят от государственных мер тарифного и нетарифного регулирования.
По данным Росстата, в 2010 г. в России было произведено 621,1 тыс. легковых автомобилей иностранных марок, 581,3 тыс. – российских; в режиме промышленной сборки – более 412,9 тыс. автомобилей, 2011 г. – 1944 тыс. (рост на 30% к 2010 г.), в том числе легковых – 1746,8 тыс. (на 43,8%).
Крупнейшими производителями легковых машин по итогам 2011 г. были (тыс. шт.): АвтоВАЗ – 561,7, ООО “Автотор-Холдинг” – 222,1, ОАО “Автофрамос” – 142,3, ООО “Хендэ Моторз Мануфактуринг Рус” – 138,8, ООО “Фольксваген Рус” – 135,4.
В 2011-2012 гг. в России прирост производства легковых автомобилей также обеспечивается преимущественно за счет иностранных брэндов (в I квартале 2012 г. его доля составила 18,6%; 10 из 12 крупнейших мировых автомобильных корпораций имеют сборочные производства в РФ). Производство традиционных российских брэндов демонстрирует некоторый спад, однако это связано, по мнению экспертов, с проводящейся реструктуризацией и модернизацией производства на АвтоВАЗе.
По данным Росстата, производство легковых автомобилей в РФ в январе-октябре 2012 г. выросло на 14,2% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. до 1,6 млн. машин, в том числе в январе-мае – на 23,4% до 795 тыс.
Согласно прогнозу аналитической компании ОАО “АСМ-Холдинг” на 2012 г., производство легковых автомобилей составит 1,6-1,7 млн. шт., в том числе российских моделей – 500 тыс. и иностранных – 1,1-1,2 млн.
Поскольку перспективы российского автомобильного рынка эксперты оценивают как в целом неплохие, многие мировые производители стремятся в настоящее время открывать сборочные производства в РФ. Это требует многомиллионных вложений, но в случае предоставления определенных преференций – рентабельно.
Однако, если взять себестоимость производства автомобиля в Германии за 100%, то в России этот показатель составит 105%. Причины этого – сравнительно дорогая рабочая сила, стоимость коммунальных услуг, логистики, аренды и др.
Преференции в российской автомобильной промышленности продлятся до 2018-2020 гг. – таков переходный период после присоединения России к ВТО. Производители автомобилей надеются за это время окупить капиталовложения и наладить локализацию, чтобы ввозить меньше комплектующих и лучше реагировать на колебания рынка. Ниже приведены данные о расширении сборочных мощностей иностранных производителей легковых автомобилей и внедорожников в РФ:
I | II | III* | IV |
GM (Chevrolet, Opel) | Санкт-Петербург | 250 | ЛА |
General Motors (Chevrolet, Cadillac, Opel) | Калининград, ОАО “Автотор” | 300 | ЛА |
GM – Autovaz | Тольятти, АвтоВАЗ | 120 | Внедорожники |
General Motors (Chevrolet) | Нижний Новгород, “ГАЗ” | 30 | ЛА |
Volkswagen (VW, Skoda) | Калуга | 190 | ЛА |
Volkswagen (Seat) | Калуга | В перспективе | ЛА |
Volkswagen(VW, Skoda) | Нижний Новгород, “ГАЗ” | 110 (40+70) | ЛА, внедорожники |
Renault | Москва, “Автофрамос” | 200 | ЛА, внедорожники |
Renault | Тольятти, АвтоВАЗ | 200 | ЛА |
Renault | Ижевск, АвтоВАЗ | 100 | ЛА |
Nissan | Санкт-Петербург | 100 | ЛА, внедорожники |
Nissan/Datsun | Тольятти, АвтоВАЗ | 100 | ЛА |
Nissan/Datsun | Ижевск, АвтоВАЗ | 100 | ЛА |
Toyota | Санкт-Петербург | 150 | ЛА |
Toyota | Владивосток, СП “Соллерс-Бусан” | 25 | Внедорожники |
Hyundai | Санкт-Петербург | 200 | ЛА, внедорожники |
Hyundai | Таганрог, “ТагАЗ” | 100 | ЛА, внедорожники |
Kia | Санкт-Петербург | 100 | ЛА, внедорожники |
Kia | Калининград, ОАО “Автотор” | 100 | ЛА |
BMW/MINI | Калининград, ОАО “Автотор” | 80 | ЛА, внедорожники |
Land Rover | Калининград, ОАО “Автотор” | В перспективе | Внедорожники |
Subaru | Калининград, ОАО “Автотор” | В перспективе | ЛА, внедорожники |
Mitsubishi | Калуга | 50 | Внедорожники |
Peugeot – Citroen | Калуга | 250 | ЛА, внедорожники |
Ford | Санкт-Петербург, “Sollers” | 200 | ЛА |
Ford | Набережные Челны, “Sollers” | 350 | ЛА, внедорожники |
Mazda | Владивосток, “Sollers” | 100 | ЛА |
Ssangyong | Владивосток, “Sollers” | 100 | ЛА, внедорожники |
Mahindra & Mahindra | Владивосток, “Sollers” | В перспективе | Внедорожники |
BAW | Ульяновск | 40 | Внедорожники |
Lifan | Карачаевск, “Дервейс” | 50 | ЛА |
FAW | Новоуральск, “АМУР” | В перспективе | ЛА |
Great Wall | Липецк, ОАО “Ирито” | 30 | Внедорожники |
Foton Motors | Дзержинск | В перспективе | Внедорожники |
Geely | Карачаевск, “Дервейс”, Таганрог, “ТагАЗ” | 20 | ЛА |
FIAT – Chrysler | Москва | В перспективе | ЛА, внедорожники |
Dongfeng | Москва, “МосАвтоЗиЛ” | В перспективе | ЛА, внедорожники |
Honda | Владивосток | В перспективе | ЛА |
* – Оценка.
Примечание: I – компания, II – местонахождение предприятий, III – мощность (тыс. шт.), IV – производимые типы легковых машин (ЛА – легкие автомобили).
С февраля 2011 г. в России действуют новые условия промсборки, согласно которым автопроизводители, рассчитывающие на льготы, обязуются выйти на объем производства 300 тыс. машин в год при создании новых производств и 350 тыс. – модернизации существующих мощностей. Кроме того, автокомпании должны организовать выпуск двигателей и в течение пяти лет довести локализацию производства до 60%.
В 2014 г. будут введены в эксплуатацию новые мощности по лицензионному производству в Тольятти двигателей H4 по купленной у альянса Renault-Nissan лицензии. Это первый серьезный проект по зарубежной локализации двигателей альянса. На АвтоВАЗе пояснили, что двигатели будут ставиться на перспективные модели классов “В” и “С” (седан Nissan Almera и модели Renault).
К 2017 г. производство двигателей составит 450 тыс. шт. в год. Они будут поставляться на другие заводы альянса в России, в том числе на предприятие Nissan в Санкт-Петербург, и, вероятно, экспортироваться.
В свою очередь, при учреждении СП Ford Sollers партнеры также запланировали создание нового завода двигателей для будущей бюджетной модели легкового автомобиля, который будет изготавливаться на новых мощностях завода “Ford Sollers – Набережные Челны”. Для легких коммерческих автомобилей Ford Transit, которые уже производятся в Елабуге, выпуск двигателей налаживается на базе Заволжского моторного завода, в связи с чем группа Sollers создает здесь индустриальный парк по производству автокомпонентов.
Volkswagen AG также построит в России к 2015 г. завод по производству автомобильных двигателей стоимостью 250 млн. евро. Мощность нового завода, который расположится рядом с автомобильным предприятием Volkswagen в Калужской области, составит 150 тыс. двигателей в год.
Расширение объемом локализации является непременным условием увеличения производства иномарок.
В настоящее время перед автомобильной промышленностью РФ стоят следующие задачи:
– повышение конкурентоспособности, экспортного потенциала и качества продукции;
– достижение глобального стоимостного преимущества по производству комплектующих для производимой автомобильной техники;
– развитие системы технического регулирования в автомобилестроении;
– преодоление технологического отставания от ведущих стран на основе инновационного обновления и модернизации производства;
– развитие региональных производств автомобильной техники и базовых автокомпонентов, включая регионы Сибири и Дальнего Востока;
– формирование инфраструктуры проведения НИОКР по созданию новых автотранспортных средств и автомобильных компонентов;
– совершенствование законодательства, нормативной правовой базы в области автомобилестроения и создания системы утилизации автотранспортных средств.
По мнению экспертов, в целях развития российского экспорта автомобильной продукции целесообразно, помимо экспортных служб российских автозаводов, создавать укрупненные частно-государственные экспортно-импортные специализированные организации, с участием государственного капитала, одной или нескольких компаний-производителей автомобильной продукции и других заинтересованных лиц (российских и иностранных). В современных условиях целесообразно создавать не внешнеторговые компании-монополисты, а конкурирующие между собой диверсифицированные структуры.
Данные организации (или торговые дома) смогут более оперативно укрепляться на рынках многих стран, создавая таможенные склады и торгово-офисные представительства, содействуя организации сборочных цехов и ремонтно-сервисных услуг или приобретению местных компаний. Они могут также более активно проводить экспортно-импортные операции по многим позициям ТН ВЭД на компенсационной основе.
Подобная практика на протяжении многих десятилетий осуществляется компаниями, ставшими транснациональными, из Японии, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Индии и других стран. В последнее время ее ак-тивно применяют торгово-промышленные компании КНР при поддержке государства. Сотни китайских и смешанных внешнеторговых организаций, компаний всех видов собственности и частных фирм активно продвигают продукцию китайской автомобильной и мотоциклетной промышленности, создают сборочные цеха в десятках стран, особенно в развивающихся государствах. Эти компании активно ищут ниши для приложения капитала и вывоза на компенсационной основе местной продукции и сырья.
Китайские компании избежали монополизма в этой области как у себя в стране, так и в зарубежных странах, что способствует устранению фактора присутствия только одной компании в конкретной стране. Конкуренция в данной сфере приносит им значительные выгоды. Первоначально в страну приходят небольшие китайские внешнеторговые фирмы, а следом за ними на подготовленной почве укрепляются автомобильные компании КНР. Таким образом, экспорт китайских автомобилей превысил за короткий срок миллионный уровень (в годовом исчислении) благодаря деятельности крупных и мелких внешнеторговых организаций (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира