Согласно предварительным данным, поставки ПК на мировой рынок в III квартале 2011 г. не оправдали прогнозов аналитиков IDC, которые рассчитывали, что в указанный период отгрузки вырастут на 4,5% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г., тогда как эксперты Gartner рассчитывали на 5,1%. Фактический рост составил 3,6% (до 91,88 млн. шт.) согласно IDC и 3,2% (до 91,79 млн. шт.) согласно Gartner.
Фактические результаты не только не оправдали ожиданий, но и оказались ниже средних сезонных показателей. Эксперты Gartner объяснили это неустойчивой экономической ситуацией в ряде регионов, а также тем, что высокая популярность устройств других форм-факторов, включая мультимедийные планшеты, часто заставляет покупателей отказаться от приобретения традиционных систем. В свою очередь, аналитики IDC не акцентируют внимание на том, что потребители приобретали смартфоны или планшеты вместо персональных компьютеров.
Согласно данным Gartner, поставки ПК в регионе EMEA (Европа, Ближний и Средний Восток, Африка) в III квартале 2011 г. сократились на 2,9% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года – до 26,6 млн. устройств. В предыдущие два квартала этот регион также демонстрировал отрицательную динамику.
Отгрузки в США впервые за три квартала выросли на 1,1% до 17,8 млн. компьютеров. Положительную динамику также продемонстрировали Латинская Америка (+19,6%), Азиатско-Тихоокеанский регион (+6%) и Япония (+3%).
IDC и Gartner в одинаковом порядке разместили игроков рынка по объемам выпуска, впервые поставив на второе место китайскую компанию Lenovo (во II квартале 2011 г. она находилась на третьем месте, уступая Dell, а год назад – на четвертом, также уступая Acer). Согласно IDC, в III квартале Lenovo увеличила отгрузки на 36,1% до 12,58 млн. компьютеров и заняла 13,7% мирового рынка ПК; а согласно Gartner, – на 25,2% до 12,35 млн. систем с долей рынка 13,5%. Повышением рейтинга Lenovo обязана в первую очередь недавнему слиянию с японской NEC. Кроме того, определенную роль играет достаточно агрессивный маркетинг как в потребительском, так и корпоративном сегменте.
Крупнейшие мировые производители ПК по объемам отгрузок
I | II | III | IV | V | |
По данным IDC | |||||
Всего | 91879 | 88679 | 3,6 | 100,0 | 100,0 |
HP | 16652 | 15811 | 5,3 | 18,1 | 17,8 |
Lenovo | 12579 | 9242 | 36,1 | 13,7 | 10,4 |
Dell | 11007 | 11183 | -1,6 | 12,0 | 12,6 |
Acer | 9207 | 11592 | -20,6 | 10,0 | 13,1 |
Asustek | 6002 | 4610 | 30,2 | 6,5 | 5,2 |
Прочие | 36432 | 36241 | 0,5 | 39,7 | 40,9 |
По данным Gartner | |||||
Всего | 91787 | 88953 | 3,2 | 100,0 | 100,0 |
HP | 16232 | 15420 | 5,3 | 17,7 | 17,3 |
Lenovo | 12352 | 9868 | 25,2 | 13,5 | 11,1 |
Dell | 10676 | 10829 | -1,4 | 11,6 | 12,2 |
Acer | 9687 | 12613 | -23,2 | 10,6 | 14,2 |
Asustek | 5693 | 4802 | 18,5 | 6,2 | 5,4 |
Прочие | 32147 | 35421 | 4,9 | 40,5 | 39,8 |
Примечание. I – отгрузки в III квартале 2011 г., тыс. шт.; II – отгрузки в III квартале 2010 г., тыс. шт.; III – прирост, %; IV – доля рынка в III квартале 2011 г., %; V – доля рынка в III квартале 2010 г., %.
Источники: IDC, Gartner.
Hewlett-Packard (HP) является крупнейшим мировым производителем ПК. По данным IDC, в III квартале 2011 г. компания отгрузила на рынок 16,65 млн. персональных компьютеров, заняв 18,1% мирового рынка ПК.
В марте 2011 г. бывший глава HP Л. Апотекер анонсировал стратегию дальнейшего развития компании, объявив, что планирует превратить ее в крупнейшего провайдера “облачных” услуг. А в августе в компании заявили о намерении отделить или продать подразделение PSG, в состав которого входит выпуск персональных компьютеров, смартфонов и планшетов. Данное решение было неожиданным, так как еще в 2010 г. HP отдала $1,4 млрд. за фирму Palm и ее операционную систему для мобильных потребительских устройств webOS. Позднее HP решила отказаться от намерения продавать или выделять в отдельную компанию свое подразделение по производству персональных компьютеров и другой потребительской электроники Personal Systems Group (PSG).
Как заявила исполнительный директор HP М. Уитман, компания объективно оценила стратегическое, финансовое и операционное влияние отделения Personal Systems Group. “После анализа нам стало ясно, что сохранение PSG в качестве части HP будет правильным для клиентов, партнеров, акционеров и сотрудников. Вместе мы сильнее”, – резюмировала М. Уитман. Она также отметила, что компания не планирует отказываться от выпуска планшетов на базе ОС Windows, однако на решение дальнейшей судьбы ОС webOS потребуется еще некоторое время.
Выручка подразделения PSG в III квартале сократилась до $9,13 млрд. с $9,59 млрд. годом ранее. Прибыль достигла $567 млн. против $469 млн. в соответствующем периоде 2010 г.
Также отмечается продолжающийся уверенный рост компании Apple. Как заявляют в IDC, более двух лет она демонстрирует 20%-ный рост отгрузок. Во II квартале 2011 г. темп роста замедлился до 15%, но в III квартале вернулся к прежнему значению. Одним из основных факторов роста эксперты обоих аналитических агентств считают высокий спрос на ПК MacBook Air.
Согласно данным Gartner, в США в III квартале Apple показала самый высокий рост – 21,5% – среди пяти крупнейших игроков рынка ПК. Компания заняла третье место на рынке ПК США после HP и Dell. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)