Японские производители электроники – компании Sony и Panasonic завершили I квартал 2011/12 . г. (закончившегося 30 июня) с убытками из-за землетрясения в Японии 11 марта 2011 г. и последовавшего за ним экономического спада в стране.
Корпорация Sony больше не ждет прибыли по итогам текущего финансового года (завершится 31 марта). Согласно оценке компании, ее чистые убытки составят 90 млрд. иен ($1,2 млрд.) на фоне сильных позиций иены, наводнения в Таиланде и снижения продаж в США и Европе. Ранее корпорация рассчитывала получить прибыль в 60 млрд. иен ($800 млн.). Одновременно Sony в 10 раз сократила прогноз по операционной прибыли – до 20 млрд. иен ($255 млн.).
Укрепление иены по отношению к доллару и евро оказывает сильное давление на деятельность Sony, которая от производства дисплеев и LCD-панелей на протяжении вот уже семи лет несет убытки из-за сильной конкуренции со стороны южнокорейской Samsung Electronics Co. В I квартале корпорация получила 30% выручки от реализации продукции в Японии, 21% – в Европе и 20% – в США, еще 18% пришлись на Азию (за исключением Японии).
Чистые убытки Sony в I квартале 2011/12 ф. г. составили 15,5 млрд. иен ($197 млн.) против прибыли в 25,74 млрд. иен ($326,6 млн.) за аналогичный период годом ранее. Чистые убытки Panasonic за указанный период составили 32,62 млрд. иен ($414 млн.) против прибыли в 47,74 млрд. иен ($605,8 млн.) в I квартале прошлого финансового года.
Объем продаж обеих компаний также сократился – на 10% у Sony и на 11% – у Panasonic. Продажи Sony в I квартале составили 1,49 трлн. иен ($18,94 млрд.), а Panasonic – 1,93 трлн. иен ($24,5 млрд.).
Согласно финансовому отчету корпорации Sony за II квартал 2011/12 ф. г., операционные убытки составили 1,6 млрд. иен ($20,5 млн.) и чистые – 27 млрд. иен ($355 млн.).
Как заявили аналитики японской компании Yoshiro Okumura, ситуация, в которой оказалась Sony, крайне непростая, так как цены на LCD-мониторы и игровые консоли стремительно снижаются, а ЖК-дисплеи постепенно уступают место изделиям на основе технологии активной матрицы на органических светодиодах (AMOLED), которые все чаще используются в смартфонах.
Компания Panasonic по итогам текущего финансового года (завершается в конце марта) ожидает чистый убыток в $5,3 млрд. В итоге 2011/12 отч. г. станет одним из наихудших за последние десять лет. Еще летом 2011 г. аналитики компании прогнозировали положительный результат (чистая прибыль должна была составить около $380 млн.).
Основной причиной негативных результатов Panasonic, убытки которой во II квартале составили $1,34 млрд., стала необходимость реорганизации собственного подразделения, занимающегося производством жидкокристаллических и плазменных панелей. В планах руководства стоит выделение этого направления, а также ряда других производств в отдельный бизнес. Panasonic также намерена слить друг с другом часть своих подразделений, сфокусировавшись по трем направлениям: 1) потребительские товары, 2) компоненты и устройства и 3) НИОКР. Если раньше расходы на реорганизацию оценивались примерно в $2,15 млрд., то теперь их сумма превысила $7 млрд.
Бизнес Panasonic по производству панелей и телевизоров переживает трудные времена. Компании пришлось сократить прогноз в отношении объемов продаж телевизоров в текущем году с 25 млн. шт. до 19 млн. в условиях жесткой конкуренции со стороны южнокорейских компаний. Конкурентным преимуществом последних является относительно благоприятный курс национальной валюты, чем японские компании не смогут воспользоваться еще как минимум год.
В текущем году капитализация Panasonic уже сократилась на 30%, при этом ее конкурент – корпорация Samsung, наоборот, сумела за год прибавить к своей стоимости 2%. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)