В Москве состоялась научно-практическая конференция “Железнодорожное машиностроение: конструкторские решения и разработки”, организованная Объединением производителей железнодорожной техники (НП “ОПЖТ”) при поддержке Института проблем естественных монополий (АНО “ИПЕМ).
В конференции приняли участие около 300 человек, в том числе руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители и ведущие технические специалисты ОАО “РЖД”, ЗАО “Трансмашхолдинг”, ЗАО “Тихвинский вагоностроительный завод”, ОАО “Калужский завод “Ремпутьмаш” и других предприятий железнодорожного машиностроения России.
Целью конференции был обмен мнениями между экспертами отрасли и формирование ориентиров в сфере разработки и внедрения новых конструкторских разработок, а также определения ключевых развилок технологического развития на среднесрочную перспективу.
В преддверии конференции были получены приветственные обращения от руководителей железнодорожных и промышленных организаций России и мира. В частности, Роберт Вандерклут, старший вице-президент по безопасности и эксплуатации Ассоциации Американских железных дорог, в своем приветствии отметил, что американские и российские системы железных дорог имеют много общего, поэтому существует очевидная возможность технического сотрудничества между странами. “Введение новых технологий может быть определенным испытанием для железных дорог, особенно когда речь идет о таких крупных железнодорожных системах, как российские и североамериканские железные дороги, – сказал Роберт Вандерклут. – Несмотря на это, мы должны пробовать и поддерживать новые идеи для того, чтобы достигать все более высоких эксплуатационных параметров”.
Перед началом конференции к собравшимся с приветственной речью обратился президент ОАО “РЖД” Владимир Якунин. Он отметил важность инициатив НП “ОПЖТ”, направленных на повышение качества железнодорожной техники и инфраструктуры. “Железнодорожный транспорт имеет огромное значение для экономики России. Девятнадцать отраслей обеспечивают развитие и функционирование российских железных дорог, – подчеркнул Владимир Якунин. – это и есть тот самый реальный сектор экономики, о котором сегодня так много говорится в мире и который должен стать основной новой экономической модели”.
Особое внимание Владимир Якунин уделил вопросу необходимости создания заслона для контрафакта, использование которого приводит к производству некачественного конечного продукта. Только в первом квартале произошло 14 крушений, причиной которых стал излом боковых рам тележек. Поэтому первостепенными задачами отрасли являются создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей разработку отраслевых стандартов и их внедрение в рамках добровольной сертификации, а также ужесточение ответственности производителей комплектующих. Последнее позволит значительно снизить издержки на проверку готовых изделий.
Другая важнейшая для железнодорожников задача – переход на долгосрочную систему установления тарифов на услуги ОАО “РЖД” (на срок не менее пяти лет, с прогнозом на следующие пять лет). “Это принципиальное для отрасли решение даст возможность для долгосрочного планирования деятельности предприятий и для дальнейшего развития железнодорожного транспортного машиностроения”, – отметил старший вице-президент ОАО “РЖД”, президент НП “ОПЖТ” Валентин Гапанович. По его словам, соответствующие предложения будут подготовлены по итогам сегодняшней конференции и направлены в федеральные органы исполнительной власти, соответствующие министерства и ведомства.
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Владимир Саламатов рассказал о важности работы в области гармонизации российской системы сертификации и стандартизации с международными и европейскими нормативными документами. Эта работа особо значима для развития торговых отношений в рамках таможенного союза и ВТО.
Далее с докладом выступил генеральный директор ЗАО “Трансмашхолдинг” Андрей Андреев, который рассказал о новейших разработках предприятия.
В продолжение заседания слово взял Андрей Лоцманов, первый заместитель председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия. Он отметил необходимость создания системы технического регулирования и важность разработки собственных стандартов, так как российская промышленность не всегда готова выпускать продукцию, соответствующую требованиям европейских стандартов. Он призвал производителей активнее участвовать в этой работе, тем более, что в прошлом году в Налоговый кодекс РФ были внесены изменения, благодаря которым расходы на стандартизацию относятся на счет себестоимости продукции.
По окончанию заседания дискуссия разделилась на четыре отдельные профильные секции, в рамках которых участники Конференции уже подробно обсудили проблемы и перспективы развития локомотивостроения, пассажирского вагоностроения и городского рельсового транспорта, грузового вагоностроения, производства путевой техники и компонентов инфраструктуры.
По итогам конференции была принята резолюция.
Генеральным партнером конференции выступило ЗАО “Трансмашхолдинг”, генеральным информационным партнером – журнал “Техника железных дорог”, партнером секции “Грузовое машиностроение” выступил “Уралвагонзавод”.
Некоммерческое партнерство “Объединение производителей железнодорожной техники” образовано для системной координации деятельности предприятий отрасли, которая призвана на основе интеграции финансовых и интеллектуальных ресурсов способствовать инновационному технологическому подъему на железнодорожном транспорте и в российском машиностроении. (Trans-Port.com.ua/Машиностроение Украины, СНГ, мира)