Таиланд является главным в АСЕАН центром производства и сборки автомобилей. По данным французского агентства UbiFrance, в 2011 г. в стране было выпущено 1,45 млн. машин, или на 11% меньше, чем в 2010 г., что обусловлено последствиями сильного наводнения, случившегося в королевстве в конце прошлого года. Более половины изготовляемых в Таиланде автомобилей экспортируется. Согласно прогнозам, в текущем году в стране будет произведено около 2 млн. автомобилей.
Таиланд занимает второе место в мире по производству пикапов после США и седьмое по общему экспорту автомобилей, которые поставляются более чем в 100 стран. Автомобилестроение страны располагает достаточно квалифицированной рабочей силой и развитой логистической инфраструктурой. Занято в данной отрасли около 450 тыс. человек.
С автомобильными фирмами Таиланда работает почти 2 тыс. поставщиков оборудования, из которых 400 относятся к поставщикам первого уровня и 1600 – второго и третьего.
В Таиланде имеют свои предприятия такие известные мировые продуценты автомобилей, как General Motors, Toyota, Isuzu, Honda, Mitsubishi, Nissan, Mazda, Ford, BMW, Daimler Chrysler и др. Вместе они владеют 19 сборочными заводами, способными выпускать почти 1,6 млн. машин в год.
В целях экономии материалов и топлива рассматриваемая отрасль ориентирована в последние годы на производство компактных и энергоэкономичных автомобилей. Разработанная правительством программа eco-car предусматривает для продуцентов и покупателей таких машин разнообразные налоговые льготы.
Как уже указывалось, наводнение привело к сокращению таиландского производства автомобилей, но большинство продуцентов смогло довольно быстро вернуться к прежним объемам выпуска. Что же касается поставщиков автомобильного оборудования, то они пострадали от указанной природной катастрофы в большей степени и смогли восстановиться только в начале 2012 г.
Несмотря на негативные последствия наводнения, японские автомобильные фирмы не потеряли интереса к таиландскому рынку, свидетельством чего являются недавние заявления Toyota и Suzuki о новых инвестициях в автомобилестроение Таиланда.
В 2011 г. из страны было экспортировано 735,6 тыс. автомобилей. Основными покупателями легковых машин таиландского производства были Индонезия, Австралия, Япония, Филиппины и Малайзия. Австралия являлась также лидером по закупкам в Таиланде пикапов и фургонов.
Экспорт автомобилей и частей из Таиланда
2010 г. | 2011 г. | |
Полностью собранные автомобили | ||
тыс. шт. | 896,1 | 735,6 |
млн. евро | 9476,8 | 8163,7 |
Двигатели, запчасти, инструмент и пресс-формы (млн. евро) | 875,1 | 1066,4 |
Автомобильное оборудование от производителей (млн. евро) | 3312,0 | 3248,8 |
Прочая продукция автомобилестроения (млн. евро) | 13,1 | 58,1 |
Итого (млн. евро) | 13677,0 | 12537,0 |
Согласно прогнозам Ассоциации автомобильных фирм Таиланда (Automotive Industry Club), в 2017 г. производство автомобилей в стране должно достигнуть 3 млн. шт. Это означает, что с 2012 г. в Таиланде должно ежегодно изготовляться не менее 2,1 млн. машин, или на 38% больше, чем в 2011 г.
Продажи автомобилей на внутреннем рынке страны в прошлом году сократились по сравнению с 2010 г. на 0,8% до 794,1 тыс. шт. Из указанного количества 375,6 тыс. шт. приходилось на легковые машины, 365,8 тыс. – на пикапы и 52,6 тыс. – на прочие коммерческие автомобили.
Японские марки составляют более 80% общего видимого потребления автомобилей в Таиланде. Доминирует на данном рынке фирма Toyota, доля которой превышает 36% (около 289 тыс. шт. в 2011 г.).
В импорте автомобилей Таиландом в 2011 г. первые пять мест занимали брэнды Proton (Малайзия, 5,65 тыс. шт.), Suzuki (Япония, 4,06 тыс.), Mini Cooper (Великобритания, 1,19 тыс.), Lexus (Япония, 1,03 тыс.) и Chery (КНР, 0,98 тыс.). (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)