В российской части арктического шельфа находится 85% извлекаемых запасов углеводородов России. В последнее время в мире обостряется проблема истощения запасов углеводородов. России она пока не грозит. Тем не менее страна активно заявляет о своем желании освоить арктический шельф, где находится около 85% запасов российских углеводородов.
Правительство намерено к 2030 г. увеличить объем добычи газа на шельфе в несколько раз, до 230 млрд. кубометров, а нефти – в пять раз, с 13 до 66 млн. т.
По оценке Минэнерго, для освоения шельфа нужно $500 млрд. инвестиций. По словам главы “Роснефти” Игоря Сечина, в ближайшие два с небольшим года “Роснефть” и “Газпром” могут инвестировать в разработку шельфа до 500 млрд. руб. Министр энергетики Александр Новак добавил, что до 2050 г. на эти цели будет потрачено $500 млрд. Правда, не уточнил, какая часть придется на иностранные инвестиции.
“Роснефть” уже обзавелась крупными стратегическими партнерами – сначала американской Exxon Mobil, в этом году к ним добавились итальянская Eni и норвежская Statoil.
Нефтяники приступили к поисково-разведочным работам на шельфе даже на год раньше, чем требовала лицензия. Однако вопрос, как раскупорить свою арктическую кладовую, до сих пор на высшем уровне предметно не поднимался.
Между тем освоение шельфа – это как раз тот случай, когда сырьевой мегапроект может и должен послужить развитию российского хайтека – от нанокомпозитов и спецметаллургии до нефтехимического машиностроения.
После распада СССР основное производство оказалось на территории Украины и Азербайджана. Для строительства платформы мало получить лицензию, нужна практика. В России же нет даже проектной организации, которая бы курировала строительство платформы от начала до конца. Максимум, что могут изготовить российские компании “с нуля”, – основание платформы. Это сравнительно простая часть, стоимость которой составляет примерно треть всей конструкции. Остальное нам предстоит осваивать.
Для первых платформ до 80% технологического оборудования верхней части придется закупать за рубежом. Чтобы убедить иностранцев поделиться опытом с потенциальными конкурентами, нужен комплексный подход. Например, власти должны обязать нефтяников и газовиков использовать для разработки шельфа только российскую продукцию. А российские производители – поставить условие иностранным партнерам: постепенно наращивать локализацию производства в России.
Вряд ли кто согласится прийти в Россию на таких условиях, если не будет крупных контрактов. Но они ожидаются. По оценкам отраслевых экспертов, в ближайшие 10-15 лет главным операторам освоения арктического шельфа – “Роснефти” и “Газпрому” – понадобится около 20 морских платформ.
Стоимость каждой, по словам Сечина, может доходить до $15 млрд. Между тем до сих пор никаких законов, направленных на локализацию производства платформ в России, принято не было. И это вызывает опасения.
Как считают эксперты, технологий безопасной добычи нефти и газа на арктическом шельфе не существует в мире. Однако есть и другое мнение – торопиться со строительством платформ сейчас не стоит. На данный момент во всем мире хорошо отработана только добыча со стационарных платформ. А они могут работать только около берега на глубинах до 20-25 м. Что касается плавучих, они небезопасны даже в теплых морях, что уж говорить об Арктике.
Почти 70% запасов углеводородов шельфа РФ находится в акваториях Баренцева и Карского морей. Впрочем, игнорировать Арктику было бы также неразумно, в большей степени с точки зрения политики. Добыча на арктическом шельфе обходится минимум в полтора раза дороже, чем на суше. Отечественные технологии добычи недоразвиты. Однако на эту гигантскую территорию, нашпигованную природными ресурсами, претендуют и другие страны, так что ее нужно как минимум застолбить.
“Роснефть” и Exxon Mobil намерены вложить в Арктический центр шельфовых разработок более $500 млн. Совместный проект “Роснефти” и Exxon Mobil предполагает создание собственного центра арктических исследований в Санкт-Петербурге. Заявляется, что он будет проводить гидрометеорологические исследования, мониторинг ледовой обстановки, проектирование ледостойких морских сооружений и трубопроводов.
В рамках центра будет действовать специальная служба по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Властям необходимо придумать способ локализации производства оборудования для платформ в России. В любом случае пускать процесс освоения Арктики на самотек нельзя. Это показала история с нефтедобывающими проектами “Сахалин-1” и “Сахалин-2”. Когда операторов поначалу обязали закупать определенную долю российского оборудования, но из-за массовых жалоб на его качество требование о доле быстро замяли. Значит, средства, вложенные в разработку шельфа Сахалина, пошли на развитие зарубежного хайтека.
Если такая же история повторится и с Арктикой, Россия подтвердит свой статус сырьевой державы, проест очередную порцию невосполнимых ресурсов, а заработает на этом мировой хайтек. (Эксперт/Машиностроение Украины, СНГ, мира)