Министерство промышленности и информационных технологий КНР (Ministry of Industry and Information Technology – MIIT) объявило о новой государственной политике в отношении продуцентов автомобилей, которые находятся на грани банкротства. Они будут вынуждены уйти с автомобильного рынка и прекратить все торговые операции.
По данным MIIT, в КНР в настоящее время насчитывается более 1,3 тыс. производителей автомобилей. Однако производственные и финансовые показатели представляют только 171 изготовитель автомобилей, 120 – мотоциклов и 135 – трехколесных транспортных средств. MIIT отмечает, что значительная часть среди 1300 компаний частично или полностью остановили производство. Некоторые из них находятся в очень тяжелом положении, и их производственные показатели крайне низкие. Есть даже такие, которые в настоящее время сообщают о нулевом объеме производства.
Замедление роста экономики и прекращение политики стимулирования притормозили экстенсивное развитие автомобильной промышленности КНР. Согласно данным Ассоциации производителей автомобилей КНР (China Association of Automobile Manufacturers – CAAM), в I полугодии 2012 г. продажи легковых автомобилей выросли только на 2,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – до 9,6 млн. шт., что указывает на сильные признаки замедления по сравнению с 3,4%-ным приростом, зарегистрированным за аналогичный период 2011 г. и 48%-ным всплеском в I полугодии 2010 г. Продажи коммерческих автомобилей упали на 10,4% относительно показателей за соответствующий период 2011 г.
CAAM отмечает, что рост замедлился после угасания экономического роста в КНР. Прирост ВВП страны уменьшался в течение шести кварталов подряд, а в апреле-июне 2012 г. до 7,6%, что явилось самым слабым показателем роста за три последних года.
Как заявил консультативный партнер компании KPMG China М. Цзян, сверхбыстрый рост в последние несколько лет частично охладит будущее потребление, но компания с оптимизмом смотрит на перспективы автомобильного рынка КНР.
Согласно заявлению директора азиатско-тихоокеанского отделения компании IHS Automotive Consulting Дж. Чао, потенциал городов второго, третьего и четвертого уровня (по принятой в КНР классификации населенных пунктов) как центров покупки автомобилей является довольно большим. Насыщенность транспортными средствами в этих городах намного ниже, чем в крупных, а желания потребителей приобрести собственные автомобили достаточно высоки.
Как уточнил Дж. Чао, уже по итогам II полугодия 2012 г. будут видны результаты стимулирования и смягчения политики. В то время как складские запасы растут, отмечается распространение ценовых скидок со стороны производителей автомобилей и дилеров, которые будут способствовать росту продаж. CAAM прогнозирует рост продаж автомобилей на 5-8% в 2012 г., что вдвое выше, чем в 2011 г.
CAAM прогнозирует, что продажи автомобилей в стране по итогам 2012 г. могут достичь 20 млн. шт. Согласно оценке, совокупные продажи пассажирских автомобилей (легковых автомобилей, кроссоверов, внедорожников и минивэнов на их базе) могут достичь 16,09 млн. шт., что составит рост 11,1% относительно 2011 г. Продажи седанов, как ожидается, восстановятся до 11,18 млн. шт. Продажи внедорожников, мини-вэнов и кроссоверов ожидаются в количестве 2,07 млн., 0,56 млн. и 2,28 млн. шт. соответственно.
Между тем продажи коммерческих автомобилей, как ожидается, достигнут 3,91 млн. шт., что на 3% меньше, чем в 2011 г. При этом сбыт автобусов увеличится, в то время как продажи грузовиков будут продолжать падать.
Импорт автомобилей в КНР, по оценке CAAM, в 2012 г. достигнет 1,2 млн. шт., в то время как китайский экспорт, как ожидается, составит 1,05 млн. шт. (рост на 24% относительно 2011 г.). По словам заместителя генерального секретаря CAAM Ши Цзяньхуа, прогнозы учли множество различных факторов, в том числе динамику макро-экономических показателей, увеличение расходов на покупку автомобилей сельскими жителями, возобновление стимулирующей экономической политики. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)