Многие компании общего машиностроения Испании входят в состав крупных промышленных групп, пребывание в которых способствовало росту объемов и технического уровня их производства. Среди таких компаний можно назвать Fagor Automation, Fagor Arrasate и Danobat.
Одной из немногих еще не приватизированных компаний испанского общего машиностроения является ENSA Group (Equipos Nucleares SA), созданная для изготовления резервуаров, парогенераторов и других ключевых компонентов АЭС. Она является составной частью глобальной стоимостной цепочки продуцентов атомноэнергетических установок и представлена в капитале ряда фирм из стран НАФТА и Китая. Долгосрочные перспективы для ENSA Group, особенно в развивающихся государствах, а также в Нидерландах и Великобритании, считаются аналитиками достаточно благоприятными. Группа имеет совместное с Westinghouse (CША) предприятие (ENWESA), которое осуществляет техническое обслуживание энергетических установок, механических и коммуникационных систем. О технологическом и предпринимательском потенциале испанского общего машиностроения можно судить на примере MTorres Group. Ее деятельность началась в 1975г. и сейчас охватывает довольно перспективные сферы бизнеса, связанные с поставкой производственного оборудования для автомобильной, авиакосмической и бумажной промышленности. Она также производит турбины для ветроферм и предоставляет инжиниринговые и технические услуги.
До середины прошлого десятилетия темпы роста общего машиностроения Испании превышали средние по ЕС. Однако отрасль не достигла того значения, которое она имеет в других странах данного союза. Его доля в общем обороте испанской обрабатывающей промышленности составляет 4,5% (против 9% для Евросоюза в целом), а в совокупных продажах продукции общего машиностроения ЕС не превышает 4%.
В отличие от средних показателей Евросоюза занятость в рассматриваемой отрасли Испании в последние 15 лет постоянно увеличивалась до наступления финансового кризиса, а рост производительности труда был ниже среднего по ЕС. Значительно повысились затраты труда на единицу продукции, и снизился валовой операционный коэффициент, что видно из приводимых ниже данных Eurostat, Cambridge Econometrics и Ifo Institute:
2008 г. | Среднегодовые темпы прироста (%) | ||||
I | II | III | IV | ||
Производство в текущих ценах (млрд. евро) | |||||
Испания | 23 | 10,3 | 5,3 | 10,2 | -15,3 |
ЕС-27 | 598 | 4,0 | 2,3 | 10,4 | -8,4 |
Производство в ценах 2005 г. (млрд. евро) | |||||
Испания | 21 | 9,0 | 4,1 | 7,1 | -16,2 |
ЕС-27 | 561 | 3,4 | 1,3 | 8,0 | -9,3 |
Валовая добавленная стоимость в постоянных ценах (млрд. евро) | |||||
Испания | 7 | 7,9 | 4,2 | 4,4 | -16,2 |
ЕС-27 | 176 | 2,4 | 0,3 | 6,0 | -9,3 |
Число занятых (тыс.) | |||||
Испания | 131 | 5,1 | 1,3 | 1,1 | -5,3 |
ЕС-27 | 3201 | -1,6 | -2,2 | 1,8 | -4,8 |
Валовой операционный коэффициент (%)* | |||||
Испания | 15,4 | 0,6 | -0,2 | -0,5 | -15,6 |
ЕС-27 | 14,2 | 0,2 | -0,2 | 1,5 | -7,6 |
Производительность (тыс. евро)** | |||||
Испания | 52 | 2,6 | 2,9 | 3,3 | -11,5 |
ЕС-27 | 55 | 4,0 | 2,6 | 4,1 | -4,7 |
Зарплата в расчете на 1 занятого (тыс. евро) | |||||
Испания | 30 | 2,5 | 4,2 | 4,4 | 0,5 |
ЕС-27 | 32 | 3,7 | 3,1 | 3,7 | 1,9 |
Зарплата на 1 евро добавленной стоимости (евро)*** | |||||
Испания | 0,568 | -0,1 | 1,3 | 1,1 | 13,5 |
ЕС-27 | 0,582 | -0,3 | 0,5 | -0,5 | 6,9 |
* – Соотношение между добавленной стоимостью (за вычетом зарплаты) и производством в номинальных ценах; ** – добавленная стоимость на одного занятого в ценах 2005 г.; *** – в ценах 2005 г.
Примечание. I – 1995-2000 гг., II – 2000-2005 гг., III – 2005-2008 гг., IV – 2008-2010 гг.
Примерно 65% всего производства в общем машиностроении Испании приходится на следующие 10 товарных позиций: двигатели и турбины, запорновентильная арматура, подъемно-транспортное оборудование, машины для сельского и лесного хозяйства, горношахтное оборудование, насосы и компрессоры, подшипники, передаточные механизмы и т. п., промышленное охладительное, морозильное и вентиляционное оборудование, станки, оборудование для текстильной и швейной промышленности. Наиболее важной из них является подъемно-транспортное оборудование, доля которого в обороте указанной отрасли возросла за последние 15 лет с 18,7% до 22%, что вдвое превышает соответствующий показатель для ЕС в целом.
Возросли удельные веса и у таких двух позиций, как промышленное холодильное, морозильное и вентиляционное оборудование и станки соответственно с 5,1% до 8,4% и с 1,6% до 6,3%. В первом случае рост был частично обусловлен бумом в строительстве и расширением спроса на установки кондиционирования воздуха, а во втором углублением специализации в пределах рассматриваемой отрасли в целом и повышением ее технического уровня, а также успешной деятельностью крупных компаний обрабатывающей промышленности страны.
Доли позиций насосы и компрессоры и запорновентильная арматура уменьшились соответственно с 6,5% до 4,1% и с 4,0% до 3,8%, хотя и остались более высокими, чем средние показатели по ЕС.
В конце 1990-х годов удельный вес сектора текстильного оборудования в совокупном обороте общего машиностроения Испании составлял примерно 6,4%, а к 2010 г. сократился до 2%, что связывают с глобализацией и переводом производственных мощностей в страны с более низкой заработной платой. Обусловленные этими процессами потери были лишь частично компенсированы переключением продуцентов на операции по системной интеграции и мониторингу (в режиме реального времени) работы гибких производственных систем.
На секторе двигателей и турбин отрицательно сказалось сокращение государственной поддержки гелио и ветроэнергетики. В настоящее время осуществляется лишь незначительное число наземных ветроэнергетических проектов. Что же касается ветроферм на континентальном шельфе, то разрешений на их строительство пока не выдано. В этих условиях продуценты ветроэнергетического оборудования делают ставку на заказы из других стран (прежде всего Великобритании) и вертикальную интеграцию. В качестве примера можно привести фирму Gamesa, которая открыла новую для себя сферу деятельности, став застройщиком ветроферм.
После присоединения к ЕС в Испании возрос приток прямых иностранных инвестиций, но создание заграничными компаниями производственных предприятий в этой стране, как правило, не сопровождалось переводом туда таких ключевых функций, как НИОКР, продажи и маркетинг. Исключение составила, в частности, испанская дочерняя компания германской группы ThyssenKrupp Elevator Manufacturing, одного из мировых лидеров по подъемно-транспортным системам для аэропортов.
Предприятия испанского общего машиностроения испытывают в настоящее время нарастающую конкуренцию со стороны иностранных поставщиков дешевой продукции, прежде всего такой, как изготовленные в КНР насосы, компрессоры, клапаны и арматура. Нередко эту продукцию поставляют на испанский рынок европейские фирмы, имеющие свои предприятия в КНР.
Большинство мелких фирм общего машиностроения Испании являются субподрядчиками крупных компаний отрасли. Они не располагают финансовыми и людскими ресурсами для обеспечения доступа на иностранные рынки и вынуждены довольствоваться более низким внутренним спросом. Ситуацию усугубляют крупные клиенты, которые сокращают аутсорсинг и пытаются лучше использовать собственные возможности. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)