США являются крупнейшим в мире продуцентом, потребителем и экспортером отремонтированных (восстановленных) изделий. Ремонт, в результате которого выработавшее ресурс изделие приобретает первоначальные характеристики и внешний вид, практикуется различными отраслями промышленности США, но наиболее распространен в секторах, изготовляющих капиталоемкие товары с длительными сроками службы. Он охватывает главным образом авиатехнику, потребительские товары, электроаппаратуру, оборудование для тяжелых условий эксплуатации, средства информатики и оборудование связи, локомотивы, станки, медицинские приборы, запчасти автомобилей, конторскую мебель, оборудование для ресторанов и шины с восстановленным протектором.
Согласно данным американской Комиссии по международной торговле, производство отремонтированных изделий в США в 2011 г. возросло до $43 млрд. с $37,3 млрд. в 2009 г. Их доля в общих отгрузках новых и отремонтированных изделий в 2009-2011 гг. составляла около 2%. Примерно 63% указанного производства приходилось на авиакосмическую технику, оборудование для тяжелых условий эксплуатации и запчасти автомобилей.
Значительную роль на рассматриваемом рынке США играют мелкие и средние предприятия: в 2011 г. они обеспечили 25% всего производства и 17% совокупного экспорта отремонтированных изделий.
В 2011 г. операциями по ремонту и восстановлению изделий в США занималось около 180 тыс. человек (против 166 тыс. в 2009 г.), при этом 87 тыс. осуществляли (в течение полного рабочего дня) производство отремонтированной авиатехники, оборудования для тяжелых условий эксплуатации и автомобильных запчастей. Примерно 36% всех занятых указанными операциями приходилось на мелкие и средние предприятия.
США являются неттоэкспортером рассматриваемых изделий. Их вывоз в 2011 г. увеличился по сравнению с 2009 г. более чем на 50% (до $11,7 млрд.), а ввоз на 64% (до $10,3 млрд.). Преобладающую часть экспортных поставок составили авиатехника, оборудование для тяжелых условий эксплуатации и станки. Что же касается частей автомобилей, то их поставки за границу были относительно незначительными, так как продукция данного сектора предназначается в основном для внутреннего рынка.
Главными иностранными покупателями американских отремонтированных изделий в 2011 г. были Канада, ЕС и Мексика. Почти 1/3 всех экспортных поставок осуществили фирмы оптовой торговли.
Крупными рынками сбыта для американских отремонтированных изделий являются страны, с которыми США имеют соглашения о свободной торговле. Экспорт в эти страны в 2011 г. увеличился по сравнению с 2009 г. на 50% (до $4,4 млрд.) и более чем на 70% осуществлялся в Канаду и Мексику. Почти 50% канадских закупок, например, приходилось на оборудование для тяжелых условий эксплуатации, части автомобилей и авиатехнику, а более 65% австралийских на оборудование для тяжелых условий эксплуатации, применяемое в горнодобывающей промышленности.
Американский рынок отремонтированных изделий
I | II | III | IV | V | VI | |
Авиатехника | 13045,5 | 90,5 | 35,2 | 2589,5 | 1869,9 | 2,6 |
Оборудование для тяжелых условий эксплуатации | 7770,6 | 162,7 | 20,9 | 2452,0 | 1489,2 | 3,8 |
Части автомобилей | 6211,8 | 105,7 | 30,6 | 581,5 | 1481,9 | 1,1 |
Станки | 5795,1 | 711,0 | 26,8 | 1348,7 | 268,2 | 1,0 |
Информационно-коммуникационная аппаратура | 2681,6 | 17,5 | 15,4 | 260,0 | 2756,5 | 0,4 |
Медицинские приборы | 1463,3 | 31,3 | 4,1 | 488,0 | 110,7 | 0,5 |
Шины с восстановленным протектором | 1399,1 | 23,9 | 4,9 | 18,5 | 11,4 | 2,9 |
Потребительские товары | 659,2 | 4,9 | 7,6 | 21,1 | 360,3 | 0,1 |
Прочие изделия* | 3973,9 | 67,5 | 23,0 | 224,6 | 40,7 | 1,3 |
Фирмы оптовой торговли** | – | 8,3 | 10,9 | 3751,5 | 1874,1 | – |
Итого | 43000,1 | 1223,3 | 179,5 | 11735,7 | 10263,0 | 2,0 |
* – Электроаппаратура, локомотивы, конторская мебель и оборудование для ресторанов; ** – производство эти фирмы не осуществляют.
Примечание. I – производство, млн. $; II – инвестиции, млн. $; III – число занятых полный рабочий день, тыс.; IV – экспорт, млн. $; V – импорт, млн. $; VI – доля отремонтированных изделий в общих отгрузках новых и отремонтированных изделий, %.
Далее называются ведущие импортеры американских отремонтированных изделий (I), ведущие импортеры американских отремонтированных изделий среди стран, с которыми США имеют соглашения о свободной торговле (II), и ведущие экспортеры отремонтированных изделий в США (III); по данным за 2011 г.:
I | II | III | |
Авиатехника | ЕС, Канада, Япония | Канада, Сингапур, Мексика | ЕС, Канада, Япония |
Оборудование для тяжелых условий эксплуатации | Канада, Австралия, Мексика | Канада, Австралия, Мексика | Мексика, Канада, ЕС |
Части автомобилей | Канада, Сауд. Аравия, Мексика | Канада, Мексика, Австралия | Мексика, ЕС, Канада |
Средства информатики и оборудование связи | ЕС, Канада, Гонконг | Канада, Мексика, Сингапур | Мексика, КНР, Канада |
Медицинские приборы | ЕС, Канада, Бразилия | Канада, Сингапур, Мексика | ЕС, Мексика, Канада |
Шины с восстановленным протектором | Мексика, Канада, Вьетнам | Мексика, страны Центр. Америки, Канада | Канада, ЕС, Респ. Корея |
Прочие изделия* | Мексика, ЕС, Канада | Мексика, Канада, страны Центральной Америки | Швейцария, КНР, Мексика |
* – Потребительские товары, электроаппаратура, локомотивы, станки, конторская мебель и оборудование для ресторанов. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)