Продолжающийся финансово-экономический кризис резко снизил в 2011-2012 гг. потребительский спрос на автомобили, особенно в Западной Европе и Японии. При этом сохраняется высокий внутренний спрос в Индии и КНР.
В Западной Европе к настоящему моменту завершились программы утилизации автомобилей, придавшие ускорение европейскому рынку в 2009 г., в результате продажи с 2010 г. постоянно сокращались. Европейские страны продолжают сталкиваться с экономическими трудностями и, как следствие, со снижением сбыта автомобилей, особенно легковых. Согласно статистическим данным Ассоциации европейских производителей автомобилей (ACEA – Association des Constructeurs Europeens des Automobiles), за январь-сентябрь 2012 г. в странах ЕС сокращение продаж автомобилей составило 7,2%.
Эксперты заявляют, что европейские автомобильные рынки достаточно зрелые, и потребность местного населения в автомобилях в целом уже удовлетворена. Спрос на новые машины возрастает тогда, когда их покупка становится особенно выгодной, например, когда падают ставки по автокредитам или осуществляются стимулирующие меры со стороны государства, которые к настоящему времени свернуты.
В условиях новой волны финансового кризиса происходит уменьшение потребительской уверенности. Население в условиях высокой безработицы стремится воздержаться от покупки товаров длительного пользования, к которым относятся автомобили.
Продажи автомобилей в странах Европы в январе-сентябре 2012 г.
I | II | III | |
Германия | 2401,7 | 2358,8 | -1,8 |
Франция | 1661,3 | 1431,5 | -13,8 |
Италия | 1371,1 | 1090,6 | -20,5 |
Испания | 623,9 | 555,4 | -11,0 |
Нидерланды | 453,9 | 428,2 | -5,7 |
Австрия | 273,5 | 266,9 | -2,4 |
Швейцария | 232,7 | 245,5 | +5,5 |
Швеция | 227,6 | 203,7 | -10,5 |
Польша | 202,5 | 207,1 | +2,2 |
Великобритания | 153,1 | 1620,6 | +4,3 |
Чешская Республика | 127,5 | 131,1 | +2,8 |
Дания | 127,2 | 128,5 | +1,0 |
Португалия | 123,5 | 74,5 | -39,7 |
Норвегия | 102,9 | 104,2 | +1,3 |
Финляндия | 100,1 | 88,9 | -11,2 |
Ирландия | 87,2 | 76,6 | -12,1 |
Греция | 79,2 | 45,5 | -42,5 |
Румыния | 55,9 | 49,1 | -12,1 |
Словакия | 50,0 | 53,8 | +7,8 |
Словения | 46,4 | 38,7 | -16,5 |
Бельгия | 41,4 | 33,9 | -12,2 |
Люксембург | 39,6 | 39,1 | 1,3 |
Венгрия | 33,8 | 39,3 | +16,3 |
Болгария | 14,4 | 14,3 | -0,7 |
Эстония | 11,4 | 13,3 | +16,7 |
Кипр | 11,0 | 8,9 | -19,4 |
Литва | 10,0 | 9,2 | -7,7 |
Латвия | 7,8 | 8,0 | +2,8 |
Исландия | 4,1 | 6,4 | +56,1 |
Евросоюз (ЕС 27 стран) | 10134,1 | 9368,3 | -7,6 |
ЕАСТ* | 339,7 | 356,1 | +4,8 |
EC 27 + EFTA | 10473,8 | 9724,4 | -7,2 |
* – Европейская ассоциация свободной торговли (EFTA – The European Free Trade Association). Примечание. I – январь-сентябрь 2011 г. (тыс. шт.); II – январь-сентябрь 2012 г. (тыс. шт.); III – прирост (%). Источник: АСЕА, 2012 г.
Продажи автомобилей в Европе сокращаются пятый год подряд. Профессор кафедры экономики автомобильной промышленности Университета Дуйсбурга – Эссена Ф. Дуденхоффер заявил, что 2012 г. и несколько следующих лет станут одним из самых ужасных периодов для европейского автомобилестроения за последние два десятилетия. По его оценке, в 2012 г. совокупные продажи легковых машин в Европе составят всего 12,8 млн. шт., а в 2013 г. – 12,6 млн. Для сравнения, еще в 2007 г. здесь было продано 14,7 млн. автомобилей, а в 2011 г. – 13,5 млн. Для возврата к этим объемам местным компаниям понадобится около пяти лет.
Согласно данным национальных ассоциаций автопроизводителей Европы, лидером по реализации автомобилей в регионе в январе-сентябре 2012 г. вновь стала Германия, рынок которой вырос на 1,8% до 2,4 млн. машин. Как заявила Ассоциация автомобильной промышленности Германии (VDA), германские потребители проявляют сдержанность из-за долгового кризиса в Западной Европе, и снижение новых заказов подтверждает эту тенденцию.
Во Франции падение продаж автомашин фиксируется второй год подряд; в январе-сентябре 2012 г. оно составило 13,8% до 1,66 млн. шт. В то же время в Великобритании автомобильный рынок вырос на 4,3% до 1,55 млн. шт. По оценке SMMT, всего в 2012 г. в Великобритании было реализовано 1,97 млн. машин (+1,5% к аналогичному показателю предыдущего года), что значительно ниже уровня докризисного 2007 г. (2,4 млн.).
Замыкает “пятерку” европейских лидеров Италия с показателем 1,37 млн. проданных автомобилей (-20,5%) за январь-октябрь 2012 г., что ниже уровня 1995 г. Падение автомобильного рынка второй год подряд исчисляется двузначными величинами, а по сравнению с уровнем 2007г. снижение составляет 44%, отмечают в Итальянской ассоциации автопроизводителей (ANFIA). С 31 мая до конца 2012 г. в Италии действовал временный дополнительный налог на бензин в пользу пострадавших в результате землетрясения на севере страны; на автомобильном рынке ожидается дальнейший спад.
В январе-сентябре 2012 г. автомобильный рынок Испании сократился по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 11,0% до 623,9 тыс. машин. Как заявили эксперты Испанской ассоциации производителей легковых и грузовых автомобилей (ANFAC), в условиях слабой национальной экономики, высокой безработицы и недоступности автокредитования падение автомобильного рынка продолжается, несмотря на беспрецедентные усилия дилеров и продуцентов автомобилей. В этих условиях состоялся пуск новой стимулирующей программы, в рамках которой правительство вместе с автопроизводителями будут выплачивать бонус в 2 тыс. евро при покупке экономичных автомобилей. Как поясняют в ANFAC, программа начала действовать только с 16 октября прошлого года, однако уже по итогам октября количество заказов увеличилось на 70% по отношению к сентябрю до 36 тыс. шт. В связи с этим в ANFAC уже в ближайшие месяцы ожидают постепенного восстановления автомобильного рынка.
Таким образом, емкость испанского автомобильного рынка, которая еще 5 лет назад составляла более 1,6 млн. шт., приближается к уровню таких стран, как Нидерланды, Бельгия и Марокко. При этом с учетом устаревшего автомобильного парка (более 40% машин – старше 10 лет, средний возраст – 15 лет) потенциал испанского рынка ANFAC оценивает в 1,3-1,4 млн. машин в год. При нынешнем уровне продаж доля автомобилей старше 10 лет к 2014 г. может превысить 50%, заявляют эксперты ANFAC.
Единственный из мировых производителей автомобилей, кому пока удается противостоять спаду на западноевропейском рынке – группа Hyundai-Kia. По итогам 9 месяцев наблюдался впечатляющий рост продаж (9,6% для марки Hyundai и 20,5% для Kia), что вызывает беспокойство у европейских автомобильных концернов (в частности, французских) и дискуссии о возможности антидемпингового расследования против Hyundai-Kia.
Относительно неплохие показатели у германских премиум-брэндов. Например, Audi по итогам 9 месяцев увеличила сбыт на 5%. BMW Group в сентябре 2012 г. также демонстрировала рост на 4%, у самого брэнда BMW этот показатель достиг 10%. В том же месяце у Mercedes-Benz наблюдался спад в 6%, но по итогам трех кварталов концерн потерял лишь 1% своих объемов продаж.
Согласно заявлению эксперта Center of Automotive Management (CAM) Шт. Братцеля, “если 7 из 10 автомобилей, изготовленных в Германии, отправляются на экспорт за пределы Евросоюза, то у французских, испанских и итальянских производителей, в частности Fiat и Peugeot-Citroen, стратегия противоположная. До тех пор пока не будет окончательно сделана ставка на развивающиеся рынки и закрыты лишние европейские заводы, эти производители будут нести убытки”.
По итогам января-октября 2012 г. рынок легковых автомобилей и внедорожников в США вырос на 14% до 12,0 млн. шт. Высокий прирост обусловлен, в частности, снижением цен на бензин, а также выходом новых моделей. Как отмечают эксперты, основной вклад в рыночный рост в США внесли импортные брэнды во главе с Subaru, Volkswagen, Audi, BMW и Toyota, в то время как ураган “Сэнди” в конце октября 2012 г. привел к сокращению продаж автомобилей в северо-восточных и средне-атлантических штатах страны.
Лидерство на автомобильном рынке США в 2012 г. сохранили General Motors и Ford. Третью строчку рейтинга занимает Toyota, четвертую – Chrysler, а пятую – Honda.
В Японии спрос на новые легковые и легкие коммерческие автомобили в 2011 г. упал на 15,1% до 4,21 млн. по сравнению с 2010 г., что соответствует показателю 1977 г. По данным Ассоциации автопроизводителей Японии JAMA, предыдущий год был худшим по продажам на внутреннем рынке Японии за последние 34 года. В 2012 г. ситуация несколько исправилась, и продажи, по предварительной оценке, выросли до 5,02 млн. шт.
Главной причиной JAMA называла правительственные программы поддержки (доплаты при покупке экологически чистого автомобиля, а также существенное снижение налога на массу приобретаемого автомобиля, которое будет действовать до конца 2012 отч. г.). В качестве еще одной причины указывается ослабление неблагоприятного воздействия последствий землетрясения и цунами.
В 2011 г. КНР смогла закрепить за собой право называться самым крупным мировым автомобильным рынком, на котором было реализовано более 14,47 млн. легковых автомобилей, что на 5,2% больше, чем в 2010 г., и более 18 млн. автомобилей всех типов. В 2009 г. эта страна обошла США в качестве крупнейшего в мире рынка новых автомобилей.
В 2011 г. продажи коммерческих автомобилей (грузовики и автобусы) упали после того, как правительство КНР отменило льготную утилизационную программу и повысило налог на продажу малых легковых автомобилей.
В результате замедления роста китайской экономики оптовые продажи автомобилей в КНР в I полугодии 2012г. возросли в меньшей степени, чем ожидалось – только на 2,93% 9,6 млн. шт. У более половины компаний, представляющих сектор легковых автомобилей, они не достигли запланированных уровней. Тем не менее, по прогнозам специалистов, китайский рынок автомобилей в 2012 г. в целом вырос на 9% до 19,7 млн. шт. из-за увеличения темпов во II полугодии.
По данным Китайской ассоциации автопроизводителей (СААМ), продажи пассажирских автомобилей в КНР по итогам января-июля 2012 г. выросли на 7,5% до 8,74 млн. машин.
В целом участники китайского автомобильного рынка отмечают падение потребительской активности по ряду причин, в том числе из-за роста цен на топливо. В начале июня 2012 г. правительство страны впервые с 2008 г. объявило о сокращении процентной ставки для поддержания экономического роста и других мерах по стимулированию потребительского спроса. В частности, власти выделят 6 млрд. юаней ($942 млн.) субсидий на покупку автомобилей с двигателем рабочим объемом менее 1,6 л. Также государство собирается тратить ежегодно 2 млрд. юаней ($314 млн.) в год на разработку автомобилей с двигателями на альтернативных источниках энергии.
За последние два года доля китайских автомобильных брэндов на внутреннем рынке сократилась на четверть в связи с тем, что китайские потребители часто отдавали предпочтение автомобилям, производимым иностранными компаниями, такими как General Motors и Volkswagen.
По оценке Ассоциации китайских продуцентов автомобилей, в июле 2012 г. удельный вес отечественных брэндов в общих продажах легковых машин в КНР уменьшился до 37% (с 49,2% в январе 2010 г.), а брэндов иностранных компаний и совместных предприятий, чья продукция отличается большей технологичностью и в ряде случаев лучшим дизайном, увеличился до 63%.
Согласно статистическим данным ВТО, в 2011 г. 15 крупнейшими экспортерами и импортерами автомобильной продукции были следующие страны:
2011 г. (млрд. $) | Доля в мировом итоге, % | Годовой прирост, % | |||||||
1980 г. | 1990 г. | 2000 г. | 2011 г. | 2005-2011 гг. | 2009 г. | 2010г. | 2011 г. | ||
Экспорт | |||||||||
Всего 15 крупнейших экспортеров | 1244 | – | – | 98,2 | 96,7 | – | – | – | – |
Экспорт в 27 стран ЕС | 659 | – | – | 49,8 | 51,2 | 5 | -30 | 18 | 21 |
Экспорт в страны за пределами ЕС | 226 | – | – | 12,3 | 17,6 | 10 | -35 | 45 | 28 |
Япония | 151 | 19,8 | 20,8 | 15,3 | 11,7 | 3 | -40 | 45 | 1 |
США | 119 | 11,9 | 10,2 | 11,7 | 9,3 | 6 | -35 | 37 | 20 |
Республика Корея | 69 | 0,1 | 0,7 | 2,6 | 5,4 | 11 | -24 | 47 | 27 |
Мексика* | 68 | 0,3 | 1,4 | 5,3 | 5,3 | 11 | -21 | 54 | 22 |
Канада | 54 | 6,9 | 8,9 | 10,5 | 4,2 | -4 | -34 | 47 | 8 |
КНР* | 37 | 0,0 | 0,1 | 0,3 | 2,9 | 25 | -31 | 41 | 34 |
Таиланд | 18 | 0,0 | 0,0 | 0,4 | 1,4 | 15 | -28 | 60 | -2 |
Турция | 16 | 0,0 | 0,0 | 0,3 | 1,2 | 9 | -33 | 15 | 14 |
Бразилия | 14 | 1,1 | 0,6 | 0,8 | 1,1 | 3 | -42 | 47 | 14 |
Аргентина | 10 | 0,1 | 0,1 | 0,4 | 0,8 | 22 | -18 | 47 | 24 |
Индия | 9 | … | 0,1 | 0,1 | 0,7 | 24 | -2 | 65 | 20 |
ЮАР | 7 | 0,1 | 0,1 | 0,3 | 0,6 | 9 | -34 | 32 | 9 |
ОАЭ** | 6 | … | 0,0 | 0,1 | 0,5 | 13 | -10 | 3 | 8 |
Тайвань | 6 | … | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 7 | -13 | 33 | 18 |
Импорт | |||||||||
Всего 15 крупнейших импортеров | 1071 | – | – | 92,5 | 81,8 | – | – | – | – |
Импорт из 27 стран ЕС | 501 | – | – | 42,9 | 38,2 | 3 | -29 | 9 | 17 |
Евросоюз (27 стран, импорт из стран за пределами ЕС) | 68 | – | – | 5,6 | 5,2 | 4 | -33 | 10 | 17 |
США | 212 | 20,3 | 24,7 | 29,4 | 16,2 | 0 | -33 | 42 | 12 |
КНР** | 70 | 0,6 | 0,6 | 0,7 | 5,3 | 31 | 6 | 72 | 31 |
Канада*** | 64 | 8,7 | 7,7 | 8,0 | 4,9 | 2 | -29 | 37 | 8 |
Россия*** **** | 39 | – | – | 0,2 | 3,0 | 23 | -70 | 63 | 67 |
Мексика* *** | 35 | 1,8 | 0,3 | 3,5 | 2,7 | 6 | -30 | 37 | 18 |
Австралия*** | 25 | 1,3 | 1,2 | 1,5 | 1,9 | 9 | -30 | 52 | 9 |
Бразилия*** | 23 | 0,3 | 0,2 | 0,7 | 1,7 | 30 | -11 | 45 | 34 |
Турция | 19 | … | 0,4 | 1,0 | 1,5 | 8 | -31 | 47 | 26 |
Япония | 17 | 0,5 | 2,3 | 1,7 | 1,3 | 4 | -37 | 41 | 20 |
Саудовская Аравия**** | 17 | 2,7 | 0,9 | 0,7 | 1,3 | 9 | -18 | 53 | 6 |
Швейцария | 15 | 1,8 | 1,9 | 1,1 | 1,1 | 10 | -16 | 21 | 28 |
Аргентина | 14 | 0,6 | 0,1 | 0,5 | 1,0 | 21 | -37 | 76 | 27 |
ОАЭ | 12 | 0,4 | 0,3 | 0,4 | 0,9 | 10 | -49 | 24 | 9 |
Республика Корея | 10 | … | 0,3 | 0,3 | 0,7 | 16 | -26 | 49 | 22 |
* – Включая значительные поставки через свободные экономические зоны; ** – реэкспорт; *** – FOB; **** – оценка секретариата ВТО. Источник: Секретариат ВТО, 2012 г.
Мировой экспорт автомобильной продукции в денежном выражении превысил $1286,6 млрд. (в 2010 г. – около $1096,2 млрд., в 2009 г. – более $846,6 млрд.) и был эквивалентен 7,2% мирового товарного экспорта (в 2005 г. – 9,0%).
По данным Секретариата ВТО, в 2011 г. мировой экспорт автомобильной продукции из 15 лидирующих стран и регионов составил $1244 млрд., или 96,7% глобальных экспортных отгрузок (в 2010 г. – 98,2%), сократившись на 1,5% по сравнению с 2010 г. Крупнейшими экспортерами автомобильной продукции в 2011 г. были 27 стран ЕС (более 51% мирового экспорта в денежном выражении), при этом их экспорт вырос в указанном году на 21% до $659,2 млрд. (в 2010 г. – на 18%, в 2009 г. – падение на 30%), превысив среднемировой рост в 17%.
Экспорт автомобильной продукции из 27 стран Евросоюза в 1990-2011 гг.
Импортер | 2011 г. | Годовой прирост, % | |||
млн. $ | % | 2005-2011 гг. | 2010 г. | 2011 г. | |
Всего | 500805 | 100,0 | 3 | 9 | 17 |
Регионы | |||||
Европа | 449247 | 89,7 | 3 | 10 | 17 |
Азия | 34590 | 6,9 | 1 | 5 | 14 |
Северная Америка | 13478 | 2,7 | 6 | 14 | 35 |
Африка | 2855 | 0,6 | 12 | 37 | 25 |
Центральная и Южная Америка | 1386 | 0,3 | -2 | 5 | -1 |
СНГ | 242 | 0,0 | 0 | 0 | 25 |
Ближний и Средний Восток | 188 | 0,0 | 8 | 5 | 29 |
Страны | |||||
ЕС-27 | 432692 | 86,4 | 3 | 9 | 17 |
Япония | 17121 | 3,4 | -3 | -1 | 3 |
Турция | 12711 | 2,5 | 9 | 14 | 12 |
США | 9183 | 1,8 | 3 | 15 | 31 |
Республика Корея | 7737 | 1,5 | -1 | 15 | 39 |
Итого 5 крупнейших рынков | 479445 | 95,7 | – | – | – |
КНР | 4037 | 0,8 | 26 | 33 | 18 |
Мексика | 3863 | 0,8 | 22 | 10 | 48 |
Индия | 3219 | 0,6 | 26 | -11 | 31 |
ЮАР | 2172 | 0,4 | 11 | 49 | 16 |
Швейцария | 1281 | 0,3 | 3 | 5 | 15 |
Таиланд | 1041 | 0,2 | -2 | 29 | 1 |
Тайвань | 861 | 0,2 | 6 | 24 | 14 |
Аргентина | 796 | 0,2 | 23 | 117 | 95 |
Норвегия | 602 | 0,1 | -2 | 7 | 18 |
Бразилия | 575 | 0,1 | -13 | -13 | -41 |
Канада | 431 | 0,1 | 0 | 35 | 36 |
Тунис | 345 | 0,1 | 8 | 8 | 30 |
Марокко | 295 | 0,1 | 36 | -23 | 267 |
Хорватия | 177 | 0,0 | 9 | 10 | 8 |
Малайзия | 162 | 0,0 | 14 | 34 | 43 |
Россия | 142 | 0,0 | 0 | -8 | 19 |
Босния и Герцеговина | 132 | 0,0 | 23 | 49 | 41 |
Индонезия | 118 | 0,0 | 1 | 17 | 27 |
Филиппины | 82 | 0,0 | 9 | 75 | 17 |
Австралия | 77 | 0,0 | -8 | 11 | -17 |
Израиль | 74 | 0,0 | 14 | 6 | 49 |
Сербия | 70 | 0,0 | 33 | -7 | 24 |
Беларусь | 52 | 0,0 | -4 | 25 | 49 |
ОАЭ | 48 | 0,0 | 13 | 9 | 1 |
Вьетнам | 46 | 0,0 | 35 | 49 | 42 |
Украина | 42 | 0,0 | 9 | 7 | 42 |
Сингапур | 31 | 0,0 | -2 | -8 | 42 |
Гонконг | 31 | 0,0 | 10 | 29 | 15 |
Египет | 29 | 0,0 | 8 | 14 | -38 |
Исландия | 25 | 0,0 | 8 | -41 | 13 |
Оман | 23 | 0,0 | 42 | 24 | 49 |
Македония | 19 | 0,0 | 32 | 77 | 41 |
Гибралтар | 16 | 0,0 | -13 | 287 | -6 |
Новая Зеландия | 11 | 0,0 | -6 | 17 | -1 |
Пакистан | 11 | 0,0 | 20 | 135 | 38 |
Итого 40 стран | 50381 | 99,9 |
Источник: Секретариат ВТО, 2012 г.
Прочими крупными экспортерами автомобильной продукции в 2011 г. стали Япония ($150,5 млрд. и 11,7% соответственно), США ($119,3 млрд., 9,3%), Республика Корея (около $69,2 млрд., 5,4%), Мексика ($67,7 млрд., 5,3%), Канада (более $53,9 млрд., в основном в США, 4,2%), КНР ($37,5 млрд., 2,9%), Таиланд (около $18,3 млрд., 1,4%), Турция (около $15,7 млрд., 1,2%), Бразилия (более $14,1 млрд., 1,1%), Аргентина (более $10,0 млрд., 0,8%), Индия (около $9,5 млрд., 0,7%), ЮАР (более $7,3 млрд., 0,6%), Тайвань ($5,75 млрд., 0,4%), Сингапур ($4,0 млрд., в основном реэкспорт) и, наконец, Россия (около $3,7 млрд., 0,3%).
Рост китайского автомобильного экспорта составил рекордные 34%, а наибольший спад экспорта автомобилей (из-за природных катаклизмов) отмечался в Таиланде – 2%. В 2011 г. Республика Корея заняла 4-е место в рейтинге экспортеров автомобилей, обойдя Мексику.
Турция, будучи одной из важных производственных площадок для всех ведущих транснациональных автомобильных корпораций, демонстрирует стабильные темпы прироста экспорта автомобилей (2010 г. – 15%, 2011 г. – 14%), проявляя повышенную активность на европейских, азиатских и североафриканских рынках, включая РФ и страны СНГ.
Экспорт автомобильной продукции отдельными странами в 1990-2011 гг.
Млн. $ | Доля в совокупном товарном экспорте, % | ||||||
1990 г. | 2000 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2005 г. | 2011 г.* | |
Всего в мире | 318959 | 576582 | 846653 | 1096181 | 1286614 | 9,0 | 7,2 |
Евросоюз | |||||||
В 27 стран ЕС | – | 287180 | 461129 | 546362 | 659164 | 12,1 | 10,9 |
В страны за пределами ЕС | – | 216158 | 338870 | 369168 | 432692 | 13,2 | 11,1 |
Япония | 66195 | 88082 | 103425 | 149516 | 150505 | 20,7 | 18,3 |
США | 32547 | 67195 | 72516 | 99515 | 119305 | 9,5 | 8,1 |
Республика Корея | 2301 | 15194 | 37003 | 54488 | 69171 | 13,3 | 12,5 |
Мексика* | 4383 | 30665 | 36157 | 55635 | 67691 | 16,5 | 19,4 |
Канада | 28442 | 60656 | 34171 | 50115 | 53946 | 18,5 | 11,9 |
КНР | 258 | 1581 | 19853 | 28037 | 37494 | 1,3 | 2,0 |
Таиланд | 108 | 2417 | 11683 | 18701 | 18729 | 7,2 | 8,0 |
Турция | 153 | 1517 | 11991 | 13755 | 15677 | 2,7 | 2,4 |
Бразилия | 2034 | 4683 | 8555 | 12589 | 14411 | 10,1 | 5,6 |
Аргентина | 200 | 2108 | 5483 | 8077 | 10043 | 7,6 | 12,0 |
Индия | 198 | 588 | 4799 | 7896 | 9490 | 2,6 | 3,1 |
ЮАР | 249 | 1708 | 5087 | 6702 | 7320 | 8,4 | 7,6 |
ОАЭ*** | 1 | 641 | 5570 | 5758 | 6242 | 2,5 | 2,2 |
Тайвань | 829 | 2221 | 3642 | 4859 | 5755 | 1,9 | 1,9 |
Сингапур | 348 | 678 | 2941 | 3407 | 4013 | 1,0 | 1,0 |
Местный экспорт | 82 | 90 | 240 | 620 | 679 | 0,2 | 0,3 |
Реэкспорт | 266 | 588 | 2701 | 2788 | 3334 | 1,9 | 1,8 |
Россия | – | 1133 | 1735 | 2377 | 3681 | 1,0 | 0,7 |
Индонезия | 22 | 369 | 1861 | 2551 | 2928 | 1,5 | 1,5 |
Беларусь | – | 739 | 889 | 1597 | 2686 | 7,4 | 6,6 |
Австралия | 726 | 2151 | 2028 | 2719 | 2469 | 3,3 | 0,9 |
Филиппины* | 23 | 583 | 1535 | 1821 | 2215 | 3,7 | 4,6 |
Швейцария | 591 | 772 | 1554 | 1704 | 2149 | 1,1 | 0,9 |
Саудовская Аравия** | 229 | 59 | 683 | 1073 | 2114 | 0,4 | 0,6 |
Гонконг | 354 | 764 | 1665 | 1552 | 1439 | 0,5 | 0,3 |
Местный экспорт | 27 | 23 | 8 | 9 | 0 | 0,0 | 0,0 |
Реэкспорт | 328 | 741 | 1568 | 1543 | 1439 | 0,6 | 0,3 |
Малайзия* | 121 | 307 | 944 | 1329 | 1407 | 0,5 | 0,6 |
Чили | 18 | 203 | 610 | 816 | 938 | 0,4 | 1,2 |
Норвегия | 305 | 459 | 607 | 671 | 812 | 0,7 | 0,5 |
Катар** | 32 | 32 | 298 | 460 | 721 | 0,5 | 0,6 |
Кувейт** | 65 | 49 | 625 | 655 | 682 | 0,3 | 0,9 |
Вьетнам | … | 8 | 369 | 493 | 640 | 0,5 | 0,7 |
Украина | – | 145 | 367 | 512 | 570 | 0,9 | 0,8 |
Марокко | 28 | 24 | 225 | 244 | 441 | 0,7 | 2,0 |
Тунис | 30 | 63 | 312 | 328 | 426 | 2,7 | 2,4 |
Колумбия | 6 | 226 | 248 | 341 | 393 | 3,1 | 0,7 |
Эквадор | 1 | 60 | 247 | 350 | 390 | 1,4 | 1,7 |
Иран | … | 61 | 302 | 484 | 336 | 0,3 | 0,3 |
Хорватия | … | 45 | 182 | 202 | 187 | 1,8 | 1,4 |
Грузия2) | – | 1 | 85 | 244 | 167 | 2,8 | 7,6 |
Израиль | 31 | 31 | 512 | 426 | 150 | 0,3 | 0,2 |
Иордания | 19 | 62 | 219 | 117 | 135 | 2,6 | 1,7 |
Кот-д’Ивуар | … | 11 | 73 | 24 | 38 | 2,4 | 0,3 |
Венесуэла | 73 | 223 | 41 | 85 | 11 | 0,6 | 0,0 |
* – Включая значительный экспорт из СЭЗ; ** – оценка Секретариата ВТО; *** – в основном реэкспорт.
Источник: Секретариат ВТО, 2012 г.
Среди крупнейших мировых экспортеров автомобильной продукции необходимо выделить Японию, у которой доля в автомобильной продукции в экспорте сократилась в 2011 г. до 11,7% с 15,3% в 2000 г., что связано с переносом производственных мощностей в другие регионы, а в 2011 г. спад усугубили природные катаклизмы в Азии.
Аналогичное сокращение доли США с 11,7% в 2000 г. до 9,3% в 2011 г. при росте экспорта до $119 млрд. и импорта до $212 млрд. объясняется активизацией в последнее десятилетие на мировом автомобильном рынке таких стран, как Республика Корея (в 2011 г. экспорт – $69,2 млрд. и доля в глобальном экспорте – 5,4% против 2,6% в 2000 г.), Мексика ($67,7 млрд. (среднегодовой прирост – 11%, а также 5,3% и 5,3% соответственно), КНР ($37,5 млрд., 2,9% и 0,3%), Таиланд ($18,3 млрд., 1,4% и 0,4%), Турция ($15,7 млрд., 1,2% и 0,3%), Бразилия ($14,4 млрд., 1,1% и 0,8%), Аргентина ($10,0 млрд., 0,8 и 0,4%), Индия ($9,5 млрд., 0,7% и 0,1%).
В 2011 г. доля автомобильной продукции в совокупном товарном экспорте некоторых стран мира выражалась следующими показателями (%): Аргентина – 12,0, Бразилия – 5,6, ЕС – 10,9, Индия 3,1, Канада – 11,9, Республика Корея, Япония – 18,3, Мексика – 19,4, США – 8,1, Таиланд – 8,0, Турция – 11,6. У России данный показатель снизился до 0,7% с 1,0% в 2005 г.
Импорт автомобильной продукции отдельными странами в 1990-2011 гг.
Млн. $ | Доля в совокупном товарном импорте страны (%) | ||||||
1990 г. | 2000 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2005 г. | 2011 г.* | |
Евросоюз (27 стран) | – | 248594 | 391417 | 426938 | 500504 | 9,9 | 8,0 |
Импорт из стран за пределами ЕС | – | 32178 | 52677 | 57770 | 67812 | 3,8 | 2,9 |
США | 79320 | 170195 | 133319 | 189765 | 211645 | 11,9 | 9,3 |
КНР*** | 1796 | 3798 | 30848 | 53043 | 69642 | 2,1 | 4,0 |
Канада* | 24640 | 46276 | 43492 | 59594 | 64496 | 18,3 | 14,3 |
Россия* ***** | – | 1044 | 14358 | 23436 | 39054 | 11,2 | 13,7 |
Мексика* *** | 933 | 20003 | 21448 | 29439 | 34704 | 11,3 | 9,9 |
Австралия*) | 3794 | 8550 | 15115 | 22928 | 24881 | 12,8 | 10,6 |
Бразилия** | 532 | 4154 | 11722 | 17013 | 22826 | 6,4 | 10,1 |
Турция | 1177 | 5831 | 10498 | 15462 | 19423 | 10,3 | 8,1 |
Япония | 7327 | 9957 | 10014 | 14160 | 16977 | 2,6 | 2,0 |
Саудовская Аравия***** | 2839 | 3815 | 10237 | 15641 | 16565 | 16,6 | 12,6 |
Швейцария | 6048 | 6222 | 9709 | 11704 | 15038 | 6,6 | 7,2 |
Аргентина | 183 | 2805 | 6051 | 10646 | 13541 | 15,2 | 18,3 |
ОАЭ*** | 964 | 2384 | 8655 | 10726 | 11690 | 7,7 | 5,7 |
Республика Корея | 929 | 1773 | 5371 | 8017 | 9746 | 1,6 | 1,9 |
Таиланд | 2651 | 2084 | 4922 | 8536 | 9334 | 3,7 | 4,1 |
Чили | 579 | 1507 | 3373 | 6825 | 8917 | 9,7 | 11,9 |
ЮАР | … | 1455 | 4340 | 6843 | 8737 | 10,0 | 8,8 |
Норвегия | 1419 | 2597 | 5093 | 6707 | 8120 | 9,5 | 8,9 |
Индонезия | 1523 | 1870 | 3739 | 5557 | 7383 | 4,2 | 4,2 |
Колумбия | 416 | 590 | 2558 | 3954 | 6338 | 9,0 | 11,6 |
Малайзия3) | 1312 | 1833 | 3901 | 5760 | 5880 | 2,9 | 3,1 |
Индия | 260 | 421 | 3007 | 4388 | 5658 | 0,8 | 1,2 |
Тайвань | 2565 | 2676 | 2643 | 4160 | 5572 | 2,0 | 2,0 |
Украина | – | 446 | 1907 | 3113 | 5056 | 8,6 | 6,1 |
Оман***** | 429 | 1109 | 3709 | 4130 | 4934 | 23,0 | 20,7 |
Сингапур | 1418 | 2417 | 3632 | 3909 | 4846 | 1,8 | 1,3 |
Местный импорт***** | 1152 | 1829 | 931 | 1122 | 1522 | 1,7 | 0,8 |
Алжир | 658 | 615 | 4677 | 3981 | 4795 | 11,0 | 10,1 |
Израиль | 871 | 2298 | 3384 | 4262 | 4689 | 5,0 | 6,2 |
Кувейт**** | 453 | 1141 | 3316 | 3670 | 4194 | 18,4 | 16,6 |
Гонконг | 994 | 2195 | 2838 | 3517 | 3848 | 0,8 | 0,8 |
Местный импорт | 666 | 1455 | 1180 | 1974 | 2410 | 3,2 | 3,3 |
Перу | 176 | 510 | 1792 | 2930 | 3451 | 4,9 | 9,1 |
Катар***** | 202 | 409 | 1816 | 2380 | 3072 | 13,6 | 10,2 |
Иран | … | 770 | 2225 | 2688 | 2893 | 4,0 | 4,7 |
Нов. Зеландия | 1012 | 1480 | 1791 | 2768 | 2830 | 13,2 | 7,6 |
Египет | 416 | 512 | 2597 | 3686 | 2825 | 3,7 | 4,8 |
Марокко*** | 317 | 471 | 2461 | 2368 | 2682 | 5,7 | 6,1 |
Филиппины* | 537 | 974 | 1697 | 2573 | 2434 | 2,1 | 3,8 |
Вьетнам | … | 294 | 2541 | 2328 | 2431 | 3,2 | 2,3 |
Эквадор | 157 | 184 | 1508 | 2278 | 2117 | 11,2 | 8,7 |
Гана | … | 331 | 937 | 1011 | 1795 | 13,1 | 11,2 |
Беларусь | – | 297 | 1123 | 1000 | 1715 | 3,0 | 3,7 |
Казахстан**** | – | 436 | 1382 | 1048 | 1557 | 9,0 | 4,1 |
Ливан**** | … | 535 | 1900 | 1862 | 1365 | 7,8 | 6,6 |
Пакистан | 390 | 324 | 804 | 1096 | 1314 | 5,1 | 3,0 |
Панама | 111 | 332 | 843 | 976 | 1251 | 10,1 | 5,7 |
Тунис***** | 306 | 595 | 1418 | 1620 | 1215 | 6,7 | 5,1 |
Венесуэла***** | 426 | 1451 | 1072 | 1179 | 1083 | 12,7 | 2,3 |
Хорватия | … | 831 | 1202 | 939 | 1075 | 8,7 | 4,7 |
Иордания | 108 | 519 | 1383 | 1182 | 1005 | 8,2 | 5,5 |
Гватемала*** | 117 | 481 | 557 | 747 | 847 | 7,4 | 5,1 |
Кения | 255 | 156 | 720 | 762 | 803 | 6,5 | 5,4 |
Эфиопия | 114 | 141 | 465 | 749 | 800 | 8,4 | 9,0 |
Сирия***** | 75 | 184 | 1000 | 1240 | 776 | 7,2 | 4,7 |
Доминиканская Республика | … | … | 575 | 882 | 614 | 9,2 | 3,4 |
Судан***** | … | 155 | 1164 | 773 | 541 | 13,2 | 5,9 |
Бахрейн | … | 180 | 100 | 90 | 101 | 12,8 | 3,4 |
* FOB; ** – с 2000 г. импорт рассчитан на условиях FOB; *** – включая значительный импорт в СЭЗ; **** – до 2000 г. импорт приведен к базису FOB; ***** – оценка секретариата ВТО.
Источник: Секретариат ВТО, 2012 г.
Ряд стран является традиционными импортерами автомобильной продукции, а именно государства Юго-Восточной Европы – Сербия (по данным ВТО, $70 млн. в 2011 г.), Хорватия ($177 млн.), Македония ($19 млн.), Черногория, Босния и Герцеговина, Словения, Болгария, Греция и др., Юго-Восточной Азии – Вьетнам ($2431 млн.), Мьянма, Непал, Лаос и др., Ближнего и Среднего Востока – Израиль ($4689 млн.), Иран ($2893 млн.), Иордания ($1005 млн.), Ливан ($1365 млн.) и страны Персидского залива, Африки – Алжир ($4795 млн.), Тунис ($1215 млн.), Египет ($2825 млн.), Гана ($1795 млн.), Кения ($803 млн.), Эфиопия ($800 млн.).
Примечательно, что Россия, некогда бывшая заметным нетто-экспортером автомобилей, перестала быть таковым; при этом в последние годы отмечался быстрый рост импорта (2010 г. – 63%, 2011 г. – 67%), опережающий вдвое и втрое показатели прочих стран; доля РФ в мировом импорте автомобилей в 2011 г. резко возросла, достигнув 3,0%.
Автомобильная промышленность Мексики довольно быстро развивается, ориентируясь преимущественно на рынки США и Канады (поставки туда в 2011 г. составили $21,82 млрд.), тем не менее, она отгружает значительное количество автомобильной продукции в Азию ($6,63 млрд.), Европу ($4,7 млрд.), Центральную и Южную Америку (более $1,5 млрд.), Африку ($25 млн.), Ближний и Средний Восток ($24 млн.), а также в СНГ ($2 млн.).
Экспорт автомобильной продукции из Мексики
Импортер | 2011 г. | Годовой прирост (%) | |||
млн. $ | % | 2005-2011 гг. | 2010 г. | 2011 г. | |
Мир в целом | 34704 | 100,0 | 6 | 37 | 18 |
Северная Америка | 21819 | 62,9 | 5 | 43 | 19 |
Азия | 6629 | 19,1 | 17 | 74 | 22 |
Европа | 4687 | 13,5 | 6 | 1 | 16 |
Центральная и Южная Америка | 1517 | 4,4 | -10 | 8 | -10 |
Африка | 25 | 0,1 | 25 | 11 | 83 |
Ближний и Средний Восток | 24 | 0,1 | 34 | 20 | 257 |
СНГ | 2 | 0,0 | 7 | 133 | 102 |
Страны | |||||
США | 20265 | 58,4 | 6 | 45 | 21 |
Евросоюз (27 стран) | 4628 | 13,3 | 6 | 0 | 19 |
Япония | 3678 | 10,6 | 12 | 77 | 14 |
Канада | 1555 | 4,5 | -1 | 29 | 0 |
Бразилия | 1236 | 3,6 | -9 | 17 | -6 |
Всего 5 крупнейших рынков | 31361 | 90,4 | – | – | – |
(БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)