Если в 2008-2011 гг. на американском рынке легкой авиации наблюдался спад, то в середине 2012 г. появились признаки оживления, в результате чего продажи турбовинтовых самолетов возросли в прошлом году на 10,5%, а поршневых сократились лишь на 1,6%; увеличилось и число часов, налетанных самолетами легкой авиации.
В 2011 г. самолеты общей авиации США налетали почти 25 млн. ч и перевезли 166 млн. пассажиров. В стране насчитывается около 4 тыс. аэропортов, которые принимают данные машины. Для сравнения можно отметить, что американская гражданская авиация пользуется услугами менее 500 аэропортов. Самолеты легкой авиации часто выполняют роль тренажеров для пилотов гражданской авиации.
В США эксплуатируется около 223 тыс. самолетов легкой авиации, что составляет 69,7% их глобального парка. В 2011 г. на эту страну пришлось более 58% всех отгруженных в мире легких поршневых летательных аппаратов.
Прямой ежегодный вклад легкой авиации в ВВП США оценивается примерно в $20 млрд., в общее число занятых почти в 200 тыс. человек и в сальдо внешнеторгового баланса в $4 млрд.
В Северной Америке сконцентрированы компании, которые доминируют на мировом рынке самолетов легкой авиации. В их число входят Cessna Aircraft, Hawker Beechcraft, Piper Aircraft, Eclipse Aerospace, Cirrus Design, Icon Aircraft, Diamond Aircraft.
Отгрузки поршневых самолетов легкой авиации американскими компаниями* (ед.)
С одним двигателем | С двумя двигателями | Итого | |
2006 г. | 2028 | 79 | 2107 |
2007 г. | 2097 | 77 | 2174 |
2008 г. | 1700 | 91 | 1791 |
2009 г. | 770 | 32 | 802 |
2010 г. | 679 | 67 | 746 |
2011 г. | 617 | 51 | 668 |
* – Данные Ассоциации американских продуцентов самолетов общей авиации (GAMA).
Путем покупки предприятий и осуществления инвестиций в рассматриваемую отрасль США все активнее внедряются китайские компании. Недавно последние приобрели Epic Air (производит самолеты легкой авиации в комплектах для сборки), Teledyne Continental (авиадвигатели) и упомянутую выше Cirrus Aircraft. В свою очередь Cessna выпускает в КНР недорогой учебный самолет Сessna Skycatcher.
Многие американские продуценты самолетов легкой авиации взяли на себя природоохранные обязательства, сформулированные Международным советом деловой авиации (International Business Aviation Council). Эти обязательства предусматривают, в частности, до 2020 г. ежегодное 2%-ное сокращение удельного потребления топлива и 50%-ное общее снижение к указанному году (по сравнению с 2005 г.) углеродных выбросов.
Следует также отметить увеличение в последние годы экспорта рассматриваемых самолетов из США. Если в 2004 г. поставки за границу составляли 14,1% всех отгрузок, то в настоящее время уже более 50%. С помощью экспорта компании отрасли намерены оживлять производство и облегчать выходы из кризисов.
Из разрабатываемых в настоящее время отраслью новых самолетов аналитики выделяют Cessna Turbo Skylane JT-A небольшой 4-местный аппарат, на котором будет установлен двигатель SR305-230E компании SMA (Societe de Motorisations Aeronautiques), являющейся дочерним предприятием французского конгломерата Safran. Обладая двигателем мощностью 230 л. с., этот аппарат сможет пролетать 2150 км со скоростью 280 км/ч и потреблять топлива на 30-40% меньше, чем его конкуренты. Кроме того, он будет работать на керосине, который повсеместно более доступен, чем авиационный бензин. Новый самолет будет выпущен на рынок в 2013 г.
В 2013 г. должен появиться и новый самолет компании Icon Aircraft, именуемый Icon-A5. Все композитные конструкции для него поставит фирма Cirrus; масса аппарата составит 763 кг. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)