Тенденции изменения мирового вертолетного рынка прошедшего года были обозначены в марте на выставке HELIEXPO-2013. В России итоги традиционно подводятся в мае на выставке вертолетной индустрии HeliRussia (16-18 мая), которая в этом году пройдет уже шестой раз.
На мировом вертолетном рынке наметилась новая тенденция: после появления новинок модельного ряда и посткризисной стагнации все производители вертолетов показали высокий уровень продаж, но не предъявили потребителям принципиально новых моделей летательных аппаратов. Фактически расширение модельных рядов и совершенствование существущих моделей были осуществлены производителями именно в кризисный период, а теперь настало время получать непосредственную прибыль от сделанных ранее вложений. Большинство компаний – производителей вертолетов отметило, что объемы поставок в прошедшем году сопоставимы с объемами предыдущего года.
В преддверии российской выставки можно подвести и некоторые итоги 2012 г. по поставкам зарубежной техники в Россию, а также по произведенным российским вертолетам. Более подробные данные будут представлены на 5-й международной конференции “Рынок вертолетов: реалии и перспективы”, организованной Ассоциацией вертолетной индустрии (АВИ) и агентством “АвиаПорт”, которая, по традиции, проводится в день открытия HeliRussia.
Прежде всего, следует отметить, что производство российских вертолетов находится в постоянном поступательном развитии уже на протяжении довольно длительного времени. В 2004-2012 гг. объем их выпуска вырос в три раза. Процесс роста производства вертолетной техники в России продолжается и в настоящее время.
В свою очередь, лидером по числу ввезенной зарубежной вертолетной техники в Россию продолжает оставаться Robinson Helicopter Company. По предварительным данным, в прошедшем году в страну поставлено около 60 вертолетов этого производителя, что сопоставимо с поставками 2011 г. В прошедшем году Robinson Helicopter поставил заказчикам 517 вертолетов. Российские продажи составили 11,5%.
Особым спросом по всему миру сейчас пользуются вертолеты R66. Их производство началось в 2010 г., с тех пор выпущено около 300 машин. В 2012 г. был поставлен 191 вертолет этой модели. Российский парк R66 составляет в настоящее время примерно 10 машин, несмотря на то, что российский сертификат типа на этот вертолет был получен только в середине марта. Глава Robinson Helicopter Company Курт Робинсон отметил Россию среди крупнейших рынков компании.
Наметившаяся в позапрошлом году тенденция ускорения роста российского парка вертолетов среднего класса продолжилась и в прошедшем 2012 г.
В этом сегменте по-прежнему лидирует компания Eurocopter. По словам коммерческого директора компании “Еврокоптер Восток” Артема Фетисова, в 2012 г. в Россию было поставлено 19 вертолетов (против 16 машин годом ранее), среди которых модели: AS350 В2, AS350 В3, AS355, EC135. Еще три машины этого производителя были поставлены в страну со вторичного рынка другими компаниями. Таким образом, российский парк вертолетов Eurocopter в 2012 г. вырос на 22 машины (против 21 в 2011 г.). В 2010 г. было поставлено 15 вертолетов этого производителя, в 2009 г. только 9. Сейчас в стране эксплуатируется около 120 вертолетов этого производителя.
Следует отметить, что российские эксплуатанты винтокрылых машин неизменно обращают внимание на новинки. Один из AS350 В3, впервые поставленных Eurocopter в 2012 г., прибыл в Россию.
Для Eurocopter российский рынок остается постоянно растущим, в прошедшем году его доля составила 4,6% от общих поставок. Учитывая, что в целом поставки вертолетов Eurocopter в 2012 г. сократились примерно на 5%, рост доли российского рынка составил 0,4%.
Американская компания Bell Helicopter держит поставки в Россию на уровне предыдущего периода. Александр Евдокимов, генеральный директор компании Jet Transfer (официальный представитель Bell Helicopter Textron Inc.), сообщил, что в 2012 г. в Россию было поставлено семь вертолетов: два Bell-407 и пять Bell-429.
AgustaWestland также сохранила поставки вертолетов в 2012 г. на уровне позапрошлого года. В ушедшем году было поставлено семь вертолетов в Россию, среди которых, по словам Альберто Понти, ответственного в AgustaWestland за продажи в России и странах Балтии, ио одному AW119 Koala и AW109SP GrandNew, а также пять AW139.
Подводя итоги, можно отметить, что объемы поставок зарубежных производителей вертолетной техники в Россию сохранились на уровне 2011 г., и тенденция активизации рынка винтокрылых машин, начавшаяся в позапрошлом году закрепила позиции в 2012 г. Около 100 вертолетов зарубежного производства пополнили российский авиационный парк.
Выставка HeliRussia позволяет ведущим иностранным компаниям не только обозначить присутствие, но и оценить меняющееся качество российского вертолетного рынка. Все тенденции развития этого рынка найдут свое отражение в экспозиции 6-й Международной выставки вертолетной индустрии, где по традиции будут представлены актуальные в настоящее время образцы вертолетной техники, мировые достижения продукции и услуг вертолетной индустрии гражданского и военного назначения во всех ее аспектах: от проектирования и производства до эксплуатации.
Центральное место на выставке займет объединенная экспозиция ГК “Ростехнологии” и входящих в ее состав предприятий: холдинга “Вертолеты России” – Титульного спонсора выставки, “Объединенной двигателестроительной корпорации”, холдинга “Авиационное оборудование”, ОАО “Концерн Радиоэлектронные технологии”, ОАО “Рособоронэкспорт”, ОАО “МНПК “Авионика”, ОАО “Аэроприбор-Восход”, ОАО “ПО “Уральский оптико-механический завод”, ОАО “Красногорский завод им. С. Зверева” и др.
Вертолетостроительный холдинг представит вертолет Ка-226 в медицинском варианте с медико-реанимационным модулем компании ЗАО “Заречье” и комплектом медицинского оборудования, необходимого для оказания медицинской помощи одному носилочному пострадавшему в крайне тяжелом или тяжелом состоянии.
Перед входом в павильон планируется выставить боевой вертолет Ми-35 или Ми-17В5, а также гражданский “Ансат”.
Генеральный спонсор HeliRussia – компания Eurocopter впервые покажет российской публике вертолет EC130 Т2. Эта модель первый раз была представлена весной 2012г., вертолет оказался очень популярным (за год количество заказов превысило 70 машин), он применяется, в том числе, для санитарной авиации (более 10 машин). EC130 T2 считается самой тихой машиной на рынке вертолетов благодаря своему хвостовому винту системы Fenestron.
На стенде AgustaWestland можно будет увидеть вертолет AW139, а Bell Helicopter представит Bell-429.
Крупнейший американский производитель Sikorsky Aircraft представит на HeliRussia-2013 кабину вертолета S-92, сертификацию которого уже начали в России, и примет активное участие в конференции по санитарной авиации.
На выставке будет присутствовать немалое количество вертолетов Robinson. Будет представлен и французский вертолет SA341 Gazelle, который вписывается в нишу легкого недорогого вертолета вторичного рынка.
Перспективную российскую разработку представит компания ЗАО “Авиа-Проект”, которая завершила проектную разработку первого в России легкого многоцелевого вертолета грузоподъемностью 0,4-0,6 т АП-55, отвечающего требованиям норм летной годности России, Европы и США. В процесс разработки конструкции вертолета были вовлечены российские и европейские инжиниринговые компании. В настоящий момент компания переходит от проектирования к производству опытных образцов. В качестве основной производственной площадки, на которой планируется организовать серийное производство вертолета, рассматривается ОАО “Улан-Удэнский авиационный завод”. Помимо макета АП-55 на HeliRussia-2013 будет впервые представлен главный редуктор этого вертолета.
Вертолетные двигатели будут представлены украинским производителем “Мотор Сич”, французской компанией Turbomeca и российской ОДК в лице ОАО “Климов” и ОАО “СТАР”.
ПАО “Мотор Сич” представит не только вертолетные двигатели, но и вертолет Ми-2МСБ с двигателем собственного производства.
ОАО “Климов” представит последние уникальные разработки – вертолетные двигатели трех типов: ВК-2500П (для Ка-52 и Ми-28Н) – самую совершенную модификацию известного во всем мире семейства двигателей ВК-2500, ТВ7-117В (для Ми-38) – первый российский двигатель класса мощности 3000 л. с., ВК-800В – турбовальный двигатель пятого поколения, предназначенный для применения на легких вертолетах массой 2-5 т.
Посетители смогут также ознакомиться с новинками в навигационном оборудовании, наземном обеспечении, радиолокационном контроле, оборудовании вертолетных площадок…
По традиции, выставочная площадка HeliRussia станет не только местом для демонстрации достижений мировой вертолетной индустрии, но и для обсуждения актуальных отраслевых и межотраслевых проблем.
Центральным мероприятием деловой программы HeliRussia-2013 станет 2-я Межведомственная научно-практическая конференция “Санитарная авиация России и медицинская эвакуация – 2013”, на которой в течение двух дней будут комплексно обсуждаться вопросы, связанные с санитарной авиацией в России.
Двухдневный формат конференции предусматривает проведение пленарного заседания и круглых столов, а также организацию мастер-классов по технологиям медицинской эвакуации с использованием вертолетов, которые будут проведены ведущими специалистами страны.
На мероприятии пройдет открытое обсуждение концепции развития санитарной авиации в России, возможностей обеспечения потребностей страны в медицинской авиационной эвакуации. Ведущие мировые производители (ОАО “Вертолеты России”, Eurocopter, Sikorsky Aircraft Corporation, Bell Helicopter, AgustaWestland) на одной площадке выступят с презентациями своей вертолетной техники для санитарной авиации, а также обменяются опытом по эксплуатации различных типов вертолетов и их комплектации медицинским оборудованием.
Организаторы конференции – Ассоциация вертолетной индустрии и компания “Мобильная медицина” – предоставляют открытую дискуссионную площадку представителям государственных органов исполнительной власти, специалистам медицинских организаций различных форм собственности, имеющим опыт медицинской эвакуации пациентов с использованием самолетов и вертолетов, а также организаций, участвующих в разработке, производстве и сертификации авиационной и медицинской техники для обсуждения обширного комплекса вопросов санитарной авиации России.
В связи с проводимой в настоящее время ОАО “Вертолеты России” крупномасштабной реформой закупочной деятельности дирекция по закупкам ОАО “Вертолеты России” проведет на HeliRussia-2013 конференцию поставщиков покупных комплектующих изделий и материалов холдинга. На мероприятии будут обсуждены проблемы ценообразования, формирования потребностей и планирования закупок, автоматизации, а также перспективы развития взаимоотношений холдинга с поставщиками ПКИ и материалов.
ОАО “Раменское приборостроительное конструкторское бюро” проведет конференцию “Авиационное бортовое оборудование”.
Технологическая платформа “Авиационная мобильность и авиационные технологии” организует на HeliRussia-2013 круглый стол “Применение композитных материалов в авиации”, на котором будут обсуждаться вопросы прикладного характера.
Интересным обещает быть круглый стол “Городские вертолетные площадки”.
ФГУП “Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации” совместно с интернет порталом “Русский инженер-транспортник” организуют в рамках деловой программы HeliRussia-2013 первый в России практический семинар мирового лидера в области стандартизации в аэрокосмической промышленности SAE International “Инструменты предотвращения контрафакта в аэрокосмической промышленности. Введение в стандарт SAEAS 5553”, на котором специалисты технического комитета SAE по защите от контрафакта представят свой практический опыт.
Безопасность полетов всегда является актуальной темой для авиации – Комитет по безопасности полетов Ассоциации Вертолетной Индустрии, летный комитет АВИ проведут семинар “Новые технологии управления безопасностью полетов вертолетов”.
Обсудить перспективы развития чартерных вертолетных перевозок предлагается на конференции “Чартерные вертолетные перевозки: организация и безопасность”.
Проблемам авиатоплива будет посвящена конференция “Состояние и пути развития системы авиатопливообеспечения в России”, организуемая Техническим комитетом АВИ.
Ассоциация вертолетной индустрии проведет также круглый стол “Вертолет Ми-8. Модернизация – как путь сохранения и развития вертолета на рынке страны” и семинар авиационных юристов.
HeliRussia-2013 становится не только коммуникативной, но и интерактивной площадкой – два дня работы выставки – 16 и 17 мая – на глазах у зрителей будет происходить сборка макета вертолета Ми-171А2 в масштабе 1:3. А 18 мая все желающие смогут принять участие в его художественном оформлении.
Не обойдется HeliRussia-2013 и без торжественных мероприятий. Главным событием года для членов вертолетного сообщества станет церемония награждения ежегодной премией АВИ, которая пройдет на гала-вечере Ассоциации 17 мая.
Пройдут торжественные церемонии награждения победителей конкурса “Вертолеты ХХI века”, проводимого “Вертолетами России” и ОПК “Оборонпром” и фотоконкурса “Красота винтокрылых машин”, организованного Ассоциацией Вертолетной Индустрии.
В “Крокус Экспо” созданы особые удобства для участников и гостей выставки, которые прибудут на HeliRussia-2013 на собственных вертолетах. Они получат возможность “припарковать” свои винтокрылые машины недалеко от выставочного павильона.
Желающие смогут воспользоваться и услугами вертолетного такси HeliExpress – официального воздушного перевозчика выставки. В дни работы HeliRussia-2013 эта компания будет проводить демонстрационные полеты – побывать в небе и зарегистрироваться для полета смогут посетители стенда HeliExpress. (Авиатранспортное обозрение/Машиностроение Украины, СНГ, мира)