– Машиностроительно-индустриальная группа “Концерн “Тракторные заводы” является одним из крупнейших российских интеграторов научно-технических, производственно-технологических и финансовых ресурсов в машиностроении, как в России, так и за рубежом. За счет чего достигается такой экономический эффект?
– Важной компетенцией нашей машиностроительно-индустриальной группы является наличие собственных научно-технических разработок. На сегодняшний день в группу входит порядка 30 различных компаний, расположенных в 9 субъектах Российской Федерации, а также в Дании, Германии, Австрии, Нидерландах, Сербии и Украине.
Предприятия “Тракторных заводов” в рамках существующей внутренней кооперации создают всю цепочку по обеспечению полного жизненного цикла выпускаемой продукции: от конструкторских разработок до сервисного обслуживания. В итоге цена создаваемой продукции ниже, а качество выше, чем у аналогов, так как весь цикл производства осуществляется одной компанией.
Например, компания Siemens приводит в качестве успешного примера использования последних программных продуктов для проектирования новых образцов техники именно предприятия нашей машиностроительно-индустриальной группы.
Уже сейчас мы выпускаем конкурентоспособную по отношению к ведущим западным компаниям технику для таких стратегически важных отраслей промышленности, как горнодобывающая, дорожно-строительная, нефтегазовая, для лесного сектора, сельского и коммунального хозяйств, железных дорог и, конечно, для военно-промышленного комплекса.
На внутреннем и внешнем рынках уже хорошо знают брэнды концерна: технику промышленного назначения по маркой “ЧЕТРА” и сельскохозяйственного назначения под брэндом “АГРОМАШ”. Сегодня она успешно работает в более чем 40 странах, на пяти континентах. Мы – единственная российская компания, которая поставляет ОЕМ-компоненты собственного производства на конвейеры мировых лидеров машиностроения Fiat и Caterpillar.
Благодаря существующей единой структуре конструкторских (КБ) и научных институтов мы, как российские производители, способны создавать технику практически любой сложности и модификации. По сути, нам удалось сформировать серьезную научную базу не только для производителей тяжелой и легкой техники гражданского и специального назначения, но и для развития профессиональной школы тракторостроения России, а также стран СНГ.
Эффективность организации бизнес-процессов требует использования принципиально новых методов организации управления. С лета прошлого года команда топ-менеджеров “Тракторных заводов” приступила к использованию системы электронного документооборота (СЭД) CompanyMedia компании “Интер-Траст” на планшетных устройствах iPad. Мобильный доступ к системе позволяет руководителям высшего и среднего уровня в режиме on-line получать необходимую информацию для оперативного принятия управленческих решений.
Созданная в Концерне “Тракторные заводы” вертикально-интегрированная модель бизнеса, позволяет эффективно управлять всей цепочкой создания стоимости, влиять на темпы роста, использовать возникающие возможности и контролировать риски в выбранных сегментах бизнеса. Это – основа конкурентных преимуществ нашей машиностроительно-индустриальной группы. “Тракторные заводы” – одни из немногих, кто имеет четкий план развития и создания новой техники и, более того, активно вкладывает в это свои средства.
– На каком оборудовании работают предприятия “Тракторных заводов” – импортном или российском?
– Станочный парк Концерна “Тракторные заводы” составляет оборудование как российского, так и зарубежного производства. Наиболее ответственные детали обрабатываются на современном оборудовании с программным управлением. Инвестиции в проекты обновления станочного парка проводятся в плановом ежегодном режиме. Сегодня на предприятиях нашей машиностроительно-индустриальной группы успешно и эффективно эксплуатируется оборудование таких лидеров мирового станкостроения как Mazak, Mitsubishi (Япония), Doosan (Южная Корея), Gleason (США). Используется роботизированая сварка от FANUC и OTCDAIHEN (Япония). В литейном производстве применяется оборудование Heinrich Wagner Sinto и Laempe (Германия).
Только в 2012 г. закупили и пустили в работу 10 обрабатывающих центров фирмы Mazak для обработки корпусных деталей на производственных площадках “Промтрактора” и Чебоксарского агрегатного завода. Чебоксарскому заводу промышленного литья закупили 3 уникальных высокопроизводительных станка с ЧПУ российского производства для обработки крупных железнодорожных корпусных деталей. В текущем году планируется приобрести 8 импортных обрабатывающих центров для “Курганмашзавода”. Кроме этого, запланирована закупка оборудования для оснащения производства по выпуску нового модельного ряда техники.
Переоснащаются и инфраструктурные объекты предприятий: в 2012 г. практически на всех производственных площадках выведены из эксплуатации централизованные компрессорные станции, им на смену пришли локальные компрессоры известных зарубежных производителей.
Выбор компании-производителя оборудования обусловлен не страной-производителем, а соответствием тем задачам, которые стоят в данный момент перед производством. Так что главным критерием наших тендеров является эффективность предлагаемого оборудования. Немаловажен при этом вопрос соотношения цены и качества. Безусловно, приоритет отдается фирмам, чья продукция имеет хорошие рекомендации. Учитывается при этом опыт работы с ними и других компаний.
К примеру, Mazak имеет положительный опыт сотрудничества с такими известными производителями, как Caterpillar, Komatsu, Toyota и занимает лидирующее положение в мире, как по точности станков, так и по широкому набору решаемых задач. На заводе “Промтрактор” (Чебоксары) уже несколько десятков станков этой фирмы. Такое оборудование успешно эксплуатируется нами и на “Курганмашзаводе”, и на Чебоксарском агрегатном заводе. Мощные комплексы Mazak применяются при выпуске наиболее ответственных и сложных деталей. Когда необходима обработка более “простых” деталей, приоритет отдается южнокорейской компании Doosan.
Применение высокотехнологичного обрабатывающего оборудования с программным управлением позволяет производству быть гибким и мобильным. Дает возможность перестроиться с одной детали на другую за считанные минуты путем смены оснастки и управляющих программ. Для обработки детали теперь нет необходимости иметь большой станочный парк. Обрабатывающие центры позволяют и фрезеровать, и сверлить, и нарезать резьбу, т. е. производить с деталью сразу несколько операций. И не нужно перемещать ее с одного станка на другой, затрачивая дополнительное время. Обрабатывающий центр заменяет 3-7 единиц оборудования. Но у нас есть и уникальное оборудование, способное заменить и десяток станков. Зачастую оно позволяет достичь, например, тонким точением, такого качества поверхности, что не требуется даже ее шлифовать.
Оснащение предприятий новыми видами станочного оборудования позволяет уйти от практики, когда один завод выпускал только один вид продукции. Теперь “Промтрактор”, например, способен производить не только тяжелые бульдозеры, но и сельхозтракторы, экскаваторы, крупные узлы для других видов продукции Концерна “Тракторные заводы”.
Применение современного оборудования позволяет добиться также сокращения производственных площадей, при этом экономится энергия, снижаются затраты на ремонт, содержание и обслуживание, на смазывающе-охлаждающие жидкости, улучшаются условия труда рабочих.
В планах технического перевооружения предприятий машиностроительно-индустриальной группы предусмотрено внедрение робототехники на операциях, где недопустимо влияние “человеческого фактора”. Это сварка особо ответственных деталей и узлов машин, технологические операции, связанные с монотонным и тяжелым физическим трудом. Первые образцы робототехники были внедрены нами на производстве вагонов в Канаше. В конце 2012 г. завершен монтаж робототехнического комплекса для сварки габаритных деталей и узлов промышленных тракторов на “Промтракторе”, сейчас работы по пуско-наладке комплекса подходят к завершению.
– Как контролируете продукцию на выходе? Действует ли система менеджмента качества?
– Философия нашего подхода по управлению качеством заключается в том, что для нас важна не констатация исполнителями наличия брака, а их безукоризненное соблюдение технологий. Если технологии будут выполняться в соответствии с требованиями, то и брака не будет. Поэтому все силы направляем на решение именно этого вопроса.
Способность предприятий Концерна “Тракторные заводы” обеспечивать требуемое потребителем качество продукции и услуг посредством правильной организации процессов управления предприятием подтверждена сертификацией систем управления качеством на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008. Важно, что такая сертификация проводится независимыми экспертами, имеющими государственную аккредитацию, такими как ООО “Русский Регистр – Балтийская инспекция” (Санкт-Петербург), ЗАО “Монолит-Серт” (Москва), TUV CERT (Мюнхен) и др. Ничуть не в меньшей степени важны для нас российские, не менее жесткие стандарты. Например, ОАО “Курганмашзавод” подтверждает соответствие системы менеджмента качества военному стандарту для СМК – ГОСТ РВ 15.002-2003. Это оказывает дополнительное положительное влияние и на качество продукции гражданского назначения, которую выпускают на этом предприятии.
– -Как заботитесь о будущем, будет кому заменить на рабочих местах опытных мастеров? С какими учебными заведениями сотрудничаете?
– Нами подписаны двухсторонние соглашения с 15 техническими и аграрными ВУЗами, среди которых Московский государственный агроинженерный университет им. В. Горячкина, МГТУ им. Баумана, Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ), Казанский национальный исследовательский технический университет им. Туполева, РГАУ-МСХА им. Тимирязева, Чувашский государственный университет им. И. Ульянова, Архангельский государственный технический университет, Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия (ВгСХА), Башкирский государственный аграрный университет, Оренбургский государственный аграрный университет.
В рамках сотрудничества с профильными образовательными учреждениями ведется подготовка таких специалистов, которые в первую очередь смогли бы удовлетворить текущий спрос предприятий машиностроительно-индустриальной группы. Например, в рамках подписанных соглашений с СУЗами ведется работа по подготовке и переподготовке по рабочим профессиям: оператор станков с программным управлением, станочник широкого профиля, электросварщик, слесарь-ремонтник и др.
Открываются новые направления обучения и специализации: прикладной бакалавриат по специальности “Технология машиностроения” в Чебоксарском электромеханическом колледже, специализация “Тракторостроение” на машиностроительном факультете ЧГУ им. И. Ульянова, совместная с концерном кафедра “Производственный менеджмент” в Чебоксарском политехническом институте (филиал МГОУ), где в настоящее время получают образование свыше 70 студентов.
Целевая контрактная подготовка ведется по специальностям: “Технология машиностроения”, “Управление качеством”, “Информационная безопасность автоматизированных систем”, “Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств”, “Информационные системы и технологии”, “Транспортные средства специального назначения”, “Наземные транспортно-технологические средства”, “Энергетическое машиностроение”, “Бизнес-информатика”, “Электроэнергетика и электротехника”, “Стандартизация и технология” и др.
Одной из немаловажных задач по привлечению талантливой и инициативной молодежи в отрасль, является поднятие престижа инженерно-технических профессий и адаптационные программы молодых специалистов на производстве. Над этим мы тоже активно работаем.
– По вашей инициативе была учреждена первая в России антипремия в области машиностроения. Расскажите подробнее о таком необычном способе “стимулировать” сотрудников. Хотелось бы узнать и об очень популярной отраслевой премии “Золотые кадры Концерна”.
– Действительно, раз в квартал мною вручается переходящий “Чугунный кубок” предприятию, продемонстрировавшему наихудшие показатели работы в сравнении с другими предприятиями нашей машиностроительно-индустриальной группы. Каждый топ-менеджер старается поскорее избавиться от данной награды, тем самым улучшая работу команды.
Однако ключевым мотивационным проектом нашего холдинга и одним из самых масштабных в машиностроительной отрасли в данном секторе является Премия “Золотые кадры “Концерна “Тракторные заводы”. Высшая корпоративная награда присуждается ежегодно более чем 100 лучшим специалистам, инженерам, рабочим на конкурсной основе в 10 номинациях, в том числе и предприятиям. Лауреаты получают дипломы, значки из драгоценного металла, крупное денежное вознаграждение и корпоративную статуэтку “Машиностроитель России” – своеобразный “Оскар” нашей отрасли.
Совместно с крупнейшей общероссийской организацией “Союз машиностроителей России” в прошлом году мы открыли масштабный социально-патриотический проект “Твои люди, страна!”.
В рамках этого проекта был издан одноименный фотоальбом и открыта передвижная фотовыставка с портретами героев труда – лучших машиностроителей из различных регионов страны. На сегодняшний день выставка прошла в Москве, Кургане, Красноярске, Саранске. Теперь ее ждут в Волгограде, Владимире, Барнауле, Чебоксарах и других центрах российского машиностроения. В рамках этого мероприятия проводится торжественное вручение лимитированного выпуска фотоальбома “Твои люди, страна!” лучшим машиностроителям того или иного региона.
Люди всегда были и есть основным капиталом любого государства, любой компании… Общество, особенно новое поколение, должно знать реальных героев своего времени.
– Какие проекты осуществляются в рамках молодежной политики вашей машиностроительно-индустриальной группы?
– Руководство Концерна “Тракторные заводы” возлагает большие надежды на инициативную, творчески устремленную часть молодежи с техническим образованием. С целью удержания на наших предприятиях перспективных сотрудников проводится обширная и разносторонняя работа.
В частности, реализуется проект “Ключевой кадровый резерв Концерна”, направленный на выявление перспективных молодых людей с целью их дальнейшего обучения и ротации на руководящие должности. В рамках “Тракторных заводов” активно применяется метод релокации сотрудников – смена их места жительства в связи с получением выгодного предложения о работе в другом городе. Реализуются различные интересные мероприятия.
Например, возможность обмена опытом среди молодых специалистов из различных предприятий нашей машиностроительно-индустриальной группы является хорошим подспорьем для быстрого профессионального и карьерного роста. Летом 2012 г. делегация Концерна “Тракторные заводы” участвовала в Международном молодежном промышленном форуме “Инженеры будущего”, который проходил на Байкале. В ноябре провели Слет молодежных лидеров предприятий машиностроительно-индустриальной группы, где представители молодого поколения отрасли встретились с руководителями концерна в рамках круглого стола, на равных участвовали в деловой игре с исполнительными директорами предприятий, прошли тренинги по лидерству.
По итогам исследований, проведенных экспертами портала Superjob.ru среди работающих в России компаний, Концерн “Тракторные заводы” был удостоен звания “привлекательного работодателя”. А наш Научно-исследовательский институт стали – ведущий российский институт по разработке комплексной защиты бронетехники и личного состава – вошел в число лучших работодателей Москвы.
Данные факты только подтверждают существующий у машиностроительно-индустриальной группы статус открытой, стабильной и перспективной для соискателей компании, пользующейся у них наибольшим доверием.
– Расскажите о новых видах продукции, на что будет сделан упор? Какую долю в продуктовой линейке предприятия занимает продукция военного назначения?
– Основное, что мы дадим нашим фермерам – принципиально новый для России комбайн “АГРОМАШ-Енисей-5000”. Главная проблема земледельца в нашей стране – климат. Дождь пошел: стоп уборка. А новая конструкция молотилки позволяет комбайну трудиться даже при влажности воздуха 30%. Высокопроизводительная машина создана в широкой кооперации с финскими разработчиками известной во всем мире компании Sampo-Rosenlew, с применением надежных узлов и агрегатов от ведущих мировых производителей.
Другая машина, которую никогда и никто в России не делал, – высокоагрегатируемый гусеничный трактор “АГРОМАШ-Руслан” с треугольным обводом. С такой формой ходовой части значительно увеличивается тяговая мощность и уменьшается давление на почву. Старт продаж обеих новинок – “Енисея-5000” и “Руслана” – намечен нашей специализированной торговой компанией ООО “Агромашхолдинг” в 2013 г.
Есть новинки и среди колесной техники. Например, трактор “АГРОМАШ-30ТК” с коммунальным навесным оборудованием, “АГРОМАШ-60ТК” с газобаллонным оборудованием итальянской фирмы Tomasetto, “АГРОМАШ-85ТК” с новой эргономичной комфортабельной кабиной. Важно, чтобы и навесные, прицепные сельхозагрегаты соответствовали возможностям новой техники. Мы увеличили гарантированные сроки эксплуатации в два-три раза по сравнению с ныне существующими российскими аналогами. Теперь они способны работать на почвах любой плотности во всех климатических зонах России и СНГ.
Успешно развивается и железнодорожное направление Концерна “Тракторные заводы”. ЗАО “Промтрактор-Вагон” завершило работы по постановке на производство вагона-хоппера модели 19-9838-01. В середине декабря 2012 г. Канашские машиностроители получили сертификат соответствия ССФЖТ на выпуск устано-вочной партии из 3000 вагонов. Новый продукт “Промтрактор-Вагона” предназначен для перевозки цемента и более 80 других наименований сыпучих грузов, требующих защиты от атмосферных осадков. По сравнению с аналогами российского и украинского производства, новый вагон-хоппер выигрывает по показателям грузоподъемности, грузовместимости и веса тары. А совместно с компанией “Алкоа Россия” выпущен вагон-хоппер с кузовом из высокопрочного алюминиевого сплава 1565ч. Инновационный продукт предназначен для перевозки зерна и сыпучих грузов, также нуждающихся в защите от атмосферных осадков.
В этом году за счет перспективных разработок мы расширили и линейку промышленной техники. Опытные образцы гусеничного полноповоротного экскаватора ЭГП-200 проходят приемочные испытания. Начато серийное производство экскаваторов ЭГП-230. А в феврале изготовлены опытные образцы ЭГП-270. Одноковшовые гидравлические экскаваторы ЭГП-200, ЭГП-230 и ЭГП-270 – это многоцелевые землеройные машины, предназначенные для разработки котлованов, траншей, карьеров, погрузки и разгрузки сыпучих материалов, раз-рыхленных скальных пород и мерзлых грунтов, а также для других видов строи-тельных работ. Техника работает при температуре воздуха от -40 до +40 град. С.
Что касается машиностроения специального назначения, то в октябре 2012 г. наш Научно-исследовательский институт стали продемонстрировал на XVI Международной выставке средств обеспечения безопасности государства INTERPOLITEX-2012 новый шлем 2-го класса защиты со стеклом тоже 2-го класса. Во-первых, сам шлем сделан из уникального титанового сплава, а во-вторых, стекло для него изготовлено в России впервые. Вес шлема и защитные характеристики остались прежними, а стоимость снизится на 10-20%.
Еще одна инновационная разработка ученых НИИ Стали – шлем из высокомолекулярного полиэтилена, который на сегодня является самым легким из всех существующих российских и зарубежных аналогов. При массе всего в 1,25 кг он обеспечивает 2-й класс защиты. Самый легкий шлем этого класса из арамидов весит не менее 1,9 кг, титановые и алюминиевые аналоги – 2,1-2,5 кг, а стальной шлем “Маска” без забрала – более 3 кг. Таким образом, НИИ Стали успешно подтверждает звание ведущего российского института по разработке комплексной защиты бронетехники и личного состава.
В 2012 г. ОАО “Специальное конструкторское бюро машиностроения” (СКБМ) разработало и провело все виды испытаний колесного трактора 3-го тягового класса ТК2.160. Несмотря на то, что тракторная тематика для ОАО “СКБМ” является новой, разработанная конструкция по характеристикам соответствует мировому уровню развития тракторостроения. Успешно прошли приемочные испытания образцы малогабаритных погрузчиков с бортовым поворотом типа МКСМ серии “А” в новых технических решениях. Их производство планируется освоить в 2013 г.
Наряду с разработкой гражданской техники ОАО “СКБМ” в прошлом году выполнило большой объем опытно-конструкторских работ по созданию продукции военного назначения. Ведется разработка перспективных образцов: боевой машины пехоты, бронетранспортера, бронированной ремонтно-эвакуационной машины. Кроме того, модернизируем БМД-4, БТР-МД, БМП-3 и изделия на их базе. Повышаем их подвижность, огневую мощь, защищенность, управляемость, и эргономичность. В текущем году опытные образцы военной техники будут изготовлены и испытаны.
– Какова география поставок продукции предприятия?
– На сегодняшний день сельскохозяйственную технику мы поставляем в 11 стран. Самые крупные потребители: Монголия, Казахстан и Кыргызстан. Кстати, эти поставки осуществлялись и со сборочных площадок “Тракторных заводов” на территории Украины и Казахстана.
География продаж промышленной и дорожно-строительной техники, ее сервисного обслуживания еще шире. Сегодня – это уже более 30 государств.
Важно, что набирает обороты экспорт бульдозеров и трубоукладчиков “ЧЕТРА”. Они успешно работают сегодня в странах СНГ, Северной Африки, Индии, Юго-Восточной Азии, на Кубе.
Наши основные конкурентные преимущества в этих регионах: простота в управлении, легкое и незатратноесервисное обслуживание машин. Да и сроки поставок рекордно короткие по меркам мирового рынка – традиционно не превышают шести месяцев.
Мы нацелены на значительное увеличение объемов экспорта за счет расширения номенклатуры поставок, организации сборочных производств и создания эффективных торгово-сервисных цепочек. (Департамент стратегических коммуникаций ООО “Компания корпоративного управления “Концерн “Тракторные заводы”/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)