“2013 г. стал самым форс-мажорным годом для автомобильного бизнеса”, – утверждает председатель правления компании “Рено Украина” Ян Птачек. С ним соглашается и генеральный директор “Ниссан Мотор Украина” Андрей Нестеренко: “В таких условиях работать некомфортно! На моей памяти это первый год, когда продажи от месяца к месяцу отличаются более чем на 40%”. В 2013 г. украинские власти инициировали ряд решений, которые дестабилизировали ситуацию на авторынке. Весной-летом покупателей будоражили новости о введении спецпошлин на импортные авто и утилизационного сбора, а осенью – слухи об их отмене. Сначала, опасаясь резкого подорожания машин, украинцы бежали в автосалоны за покупками, а позже – в надежде на снижение цен – отказывались от идеи приобрести новую легковушку. В итоге за 11 месяцев 2013 г. продажи новых легковых автомобилей сократились более чем на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.
Первый мощный удар авторынку нанесли 13 апреля 2013 г. В этот день вступило в силу решение Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ) о введении специальных пошлин на импортные машины с бензиновыми двигателями объемом 1-2,2 л в 6,46-12,95% сроком на три года. “От спецпошлин проиграли все, – утверждает директор отделения стратегического развития международного автомобильного холдинга “Атлант-М” Алексей Терещенко. – Выбор стал меньше, поскольку отдельные модели или комплектации перестали завозить в Украину, потребители платят больше, импортеры и дилеры потеряли из-за сокращения продаж, а государство – из-за недопоступления налогов”. В мае-июне 2013 г. авторынок едва достиг результата в 15 тыс. проданных машин в месяц, тогда как в марте, накануне введения спецпошлин, автопродажи превысили 19 тыс., в апреле – 25,8 тыс. ед. Чтобы выжить в новых условиях, автоимпортеры начали кардинально пересматривать стратегию продаж: одни (к примеру, Nissan, Renault, Ford) переходят на дизельные двигатели или бензиновые моторы меньшего объема, другие – снижают свою доходность.
Очередная шоковая терапия ожидала авторынок летом. 4 июля 2013 г. народные депутаты приняли два закона: “Об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств” и “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств”. Документы предусматривали введение в Украине с 1 сентября нового налога на автомобили – экологического или утилизационного сбора. Величина налога рассчитывается с учетом базовых ставок и корректирующих коэффициентов, привязанных к объему двигателя и сроку эксплуатации. При этом отечественные производители освобождаются от его уплаты под гарантии создания утилизационных мощностей. “Если введение спецпошлин пытались хоть как-то обосновать, то с утилизационным сбором получилась абсолютно нелепая ситуация: в августе Украина присоединяется к судебному иску ВТО против России по введению страной утилизационного сбора, а в начале сентября уже сама вводит утилизационный сбор”, – удивляется логике правительства Андрей Нестеренко.
Чтобы компенсировать негативные последствия от нововведения для бизнеса, импортеры максимально увеличили запасы “доутилизационных” (ввезенных в Украину до 1 сентября) автомобилей на складах. Впрочем, большую часть запасов распродали уже в августе 2013 г. Боязнь еще большего подорожания машин спровоцировала очередной бум на авторынке. “Введение очередных поборов заставило покупателей расстаться с деньгами раньше, чем они планировали”, – констатирует Алексей Терещенко. В августе авторынок установил рекорд продаж за последние 4,5 года – 26,2 тыс. ед., а по сравнению с июлем вырос на 46%.
Впрочем, радовались автодилеры недолго: уже в сентябре 2013 г. продажи новых машин сократились почти на 50% по сравнению с августом до 13,37 тыс. ед., в октябре было продано 15,33 тыс. машин, в ноябре – менее 15 тыс. “Безусловно, цены выросли, и продажи, соответственно, пошли на спад, – говорит генеральный директор компании “АВТ Бавария” Александр Тимофеев. – Это закономерно и обусловлено поспешным и непродуманным введением утилизационного сбора”. По словам Александра Тимофеева, закон, принятый депутатами 4 июля, противоречит также и всем нормам ВТО, так как должен быть применим как к импортируемым в Украину автомобилям, так и к машинам отечественного производства. Более того, ни спецпошлины на иномарки, ни утилизационный сбор так и не выполнили “супермиссии” – существенно не простимулировали рост продаж автомобилей, собираемых в Украине. “Продажи ZAZ в сентябре, уже в условиях двойных заградительных барьеров в виде спецпошлины и утилизационного сбора, составили 1395 автомобилей, тогда как в марте, перед началом строительства упомянутых “заборов”, составляли 1320 ед., а в сентябре 2012 г. – 1586 машин, – говорит Алексей Терещенко. – Это просто еще раз доказало, что причины неконкурентоспособности отечественных автопроизводителей лежат не в ценовой плоскости”. По словам директора департамента маркетинга и рекламы “НИКО Менеджмент” Ярослава Вовка, украинцы, лишенные возможности приобрести качественные импортные авто из-за их дороговизны, либо совсем отказываются от покупки, либо переориентируются на б/у сегмент.
Игроки отечественного авторынка не берутся давать точный прогноз на 2013 г. К примеру, отдельные импортеры и дилеры уже заявили, что не выполнят планы по продажам: кто – на 5-8%, кто – на 10% и более. Поэтому эксперты очень сдержанны во мнениях: в лучшем случае продажи автомобилей, как они считают, останутся на уровне 2012 г. (217,6 тыс. ед.), но скорее всего снизятся на 8-13% до 190-200 тыс. авто.
А вот результат 2014 г. вообще мало предсказуем. У импортеров и дилеров была одна надежда на подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, которое впоследствии могло бы привести к снижению или даже отмене спецпошлин и утилизационного сбора. Но не тут-то было… Пока что дилеры продолжают завлекать покупателей, предлагая автомобили по акционным ценам, в рассрочку или кредит. Впрочем, при условии сохранения нынешних ставок утилизационного сбора и спецпошлин уже с нового года цены на иномарки существенно возрастут, а автомобили в Украине снова станут роскошью. (Контракты/Машиностроение Украины, СНГ, мира)