Генеральный директор ООО “Комацу СНГ” (Ярославль) Такацуки Хидэюки рассказал о предприятии, новинках и дальнейших планах…
– Основным видом деятельности, принесшим узнаваемость торговой марке Komatsu, является производство машин для горнодобывающей отрасли. Сегодня отрасль находится в стадии стагнации. Не могли бы вы прокомментировать данную ситуацию на рынке и поделиться прогнозами?
– Сегмент горной промышленности очень важен для нас. В связи с понижением роста экономики Китая в последние годы, это оказало влияние и на всю горнодобывающую промышленность. Однако не только экономика Китая, но и других развивающихся стран всегда имеет периоды пиков и падений. При этом следует отметить, что каждый новый пик выше предыдущего. За последние 30 лет я наблюдал подобные явления в совершенно разных регионах, поэтому для меня это общая тенденция.
– Можно детализировать: пик – выше, а падение?
– Если провести средневзвешенную черту, то получается растущий тренд, результаты по сравнению с предыдущим падением будут выше. В России существует много перспектив для развития: нужно строить дороги, дома, электростанции, электросети… Для всего этого необходимы дополнительные ресурсы, в том числе природные. Россия – одна из ведущих стран по добыче полезных ископаемых, поэтому я вижу перспективы для развития горной промышленности.
– Можете ли вы озвучить общую информацию о заводах Komatsu в мире? В частности, насколько стабильна ситуация с численностью штата? Избежит ли компания переносов и объединения предприятий для оптимизации производственных процессов?
– Сейчас во всем мире в группе компаний Komatsu работает порядка 47 тыс. человек. И правила едины для всех: если компания пришла на рынок в определенную страну, то оттуда уже не уходит. На сегодняшний день у нас нет ни одного прецедента, где бы мы закрыли производство.
Завод – это огромные инвестиции. Строительство производственной площадки составляет порядка $200 млн. Таким образом, открытие завода – это и есть обещание того, что мы не собираемся отсюда уходить, вложив такие большие деньги.
– В РФ предлагается запретить закупку машин, произведенных за пределами Таможенного союза, для госорганов и муниципалитетов. Как вы относитесь к данному постановлению? Как его принятие отразится на деятельности компании?
– Komatsu выполняет оптимальное производство на более чем 40 заводах в мире, желает, чтобы обеспечивался свободный сбытовой оборот машин, который дает нашим клиентам широкий спектр выбора. Но, тем не менее, компания должна следовать курсу страны, куда внедрилась – в этом заключается ее основной принцип. Мы хотели бы через деловые круги довести до сведений правительства РФ наши пожелания, вместе с тем неуклонно придерживаемся оптимальной системы производства и сбыта. Сейчас четко не представляем содержательную сторону постановления, поэтому не можем прогнозировать, какие будут воздействия.
– На рынке активную конкуренцию производителям из Японии, США и Европы составляют представители КНР, техника которых хоть и отстает в технологическом плане, но все более успешно продается. В связи с этим два вопроса: в каких аспектах сегодня соперничают ведущие мировые компании между собой и что они могут дать покупателям, чтобы сдержать натиск продукции “MadeinChina“?
– “Сделано в Китае” – это аспект, касающийся не только дорожно-строительной техники, но и любого другого оборудования: легковых автомобилей, электротехники. Если мы будем гнаться только за низкой ценой, в итоге потеряем возможности для развития нашего сервиса, достойного обслуживания потребителей. Наша задача – обеспечение наилучшей поддержки наших клиентов. Мы должны сделать так, чтобы их затраты на эксплуатацию машины в течение всего срока ее службы были наименьшими. Для достижения этих целей мы открываем на территории России учебные центры, которых, к слову, скоро станет три, создаем центры по восстановлению узлов и агрегатов.
У клиентов бывают совершенно разные желания. Есть те, кто хочет обеспечить себе оптимальные расходы на технику. Есть те, кто хочет потратить минимально возможную сумму. Однако с развитием рынка заказчики будут постепенно менять мнение. В конце концов, рынок России придет к тому, чтобы выбирать производителя, который сможет обеспечить его машиной, способной работать в течение пяти лет и которую дальнейшем можно выгодно продать и купить более новую. При этом машина будет расходовать мало топлива, показывать высокую эффективность в работе. Я верю, что в конечном итоге российские клиенты придут к выбору именно таких поставщиков.
– Т. е. на сегодняшний день на рынке еще идет процесс осознания, что лучше заплатить больше и купить более надежную технику, чем сэкономить и приобрести менее долговечную машину?
– Если мы говорим о горных компаниях или о компаниях, сотрудничающих с “Газпромом”, то они, как правило, мыслят в долгосрочной перспективе. Однако есть клиенты, которым, например, нужно выкопать яму 100 м глубиной, но у них нет собственных ресурсов, банки выдают им кредиты под очень большие проценты. В итоге им более выгодно пользоваться менее дорогостоящей техникой.
Я наоборот считаю, что это прекрасно, если у заказчика имеется возможность выбирать разнообразную технику. Сегодня он на одной поработает, завтра – на другой, сравнит и поймет, чего конкретно он хочет для себя. Но, конечно, для того, чтобы у клиентов была возможность сделать выбор в долгосрочной перспективе, нужно время.
– Один из принципов Komatsu – превзойти ожидания клиентов. Какие ожидания или может быть даже потребности компания пытается опередить сегодня? И как вы видите развитие Komatsu в дальнейшем?
– Главная наша линия, которой мы всегда придерживаемся и от которой не будем отступать, это, прежде всего, безопасность, высокое качество и следование всем законодательным нормам. При этом компания Komatsu понимает, что могут возникать нестандартные ситуации, такие как, например, существующая тенденция ограниченности человеческих ресурсов. В таких ситуациях мы стараемся производить наиболее совершенные технологии: беспилотные самосвалы, различные информационные технологии для обеспечения работы техники и так далее. Через развитие совместных исследований, фундаментальной науки совместно с российскими институтами мы стремимся к тому, чтобы создать более совершенные машины.
Например, в Австралии на одном из предприятий у нас работает практически 100 беспилотных самосвалов, которые полностью управляются компьютером. Каждый весит по 300 т, при этом все они прекрасно выполняют работу. Я думаю, что наша работа как раз и заключается в том, чтобы отвечать на такие запросы, которые нам подсказывает время или клиенты.
В последнее время, когда мы встречались с покупателями, 9 из 10 отмечали, что операторы им обходятся очень дорого: требуют высокую зарплату, но при этом у многих очень низкий уровень квалификации. Поэтому клиенты обращаются к нам с просьбой повысить уровень квалификации их операторов. Для реализации таких запросов мы проводим различные учебные курсы и тренинги. Особо хочу отметить, что мы создаем машины, которые очень удобны и просты в управлении. Представьте: в будущем будет создан самосвал, который будет настолько прост в управлении, что машина будет сама замедляться в случае возникновения препятствий. Это позволит нанимать специалистов разного уровня подготовки.
– Планируете ли вы начать продажи гибридных экскаваторов в России?
– Komatsu большое внимание уделяет охране окружающей среды, поэтому мы всегда думаем о том, как в страну привести наиболее прогрессивные технологии. Но “гибриды” – это очень деликатные машины, они требуют огромного внимания с точки зрения чистоты воздуха, чистоты топлива, других условий, связанных с эксплуатацией. Иными словами, даже если у клиента будет стоять самая современная и экологически безопасная машина, которая вдруг сломается, то особого смысла в ней уже не будет. В среднесрочной перспективе мы планируем вводить в производство такие машины, но это станет возможным только тогда, когда будут созданы условия для эксплуатации такой техники в РФ.
– Планируете ли вы повышать “предел возможностей” вашей техники? Как, например, Белорусский автомобильный завод, выпустивший 450-тонный самосвал.
– Мне кажется, что нет в мире клиента, который работает со специальной техникой и не знает имени Komatsu. В связи с этим у нас нет необходимости создавать какую-то супергигантскую машину, которая привлечет к себе внимание. Сейчас для нас самая важная задача – создать машину, которая будет приносить наибольшую прибыль для клиента, который будет ее использовать. Если для этого клиенту необходима большая машина, естественно, это будет большая машина. Таким примером может служить бульдозер KomatsuD575A. При его создании не стояла цель сделать самый большой бульдозер в мире, просто это было требование клиента, на которое мы ответили. (Экскаватор.ру/Машиностроение Украины и мира)