В последний день октября рабочие АвтоВАЗа планируют провести митинг против массовых увольнений. Вместо сокращений численности протестующие предлагают уменьшить расходы на содержание управленческого аппарата.
Руководитель независимого профсоюза предприятия Петр Золотарев сообщил, что в начале митинг был намечен на 25 октября, но его организаторы пропустили сроки подачи заявки в мэрию Тольятти. Но 31 октября около 200 рабочих намерено принять участие в мероприятии.
Для оптимизации затрат в условиях падающего рынка, автогигант планировал до конца 2014 г. сократить численность на 7500 человек, из них 5 тыс. рабочих и 2500 белых воротничков. А 21 февраля независимый профсоюз предприятия направил главе компании Бу Андерссону письмо с предложением отказаться от этой затеи. Члены профсоюза сочли уменьшение объемов выпуска продукции следствием неэффективности работы менеджмента. Поэтому, на их взгляд, несправедливо увольнять рядовых сотрудников. Производительность труда следует повышать за счет прогрессивной техники и технологий, а не за счет перекладывания обязанностей с увольняемых работников на тех, кто останется.
По словам Петра Золотарева, профсоюз предложил взамен массовых увольнений уменьшить расходы на содержание управленческого аппарата, отказаться от использования заемного труда в пользу своих рабочих, получить правительственную субсидию, и временно, на восстановительный период, сократить рабочий день или неделю. Участники митинга требуют прекратить сокращение рабочих и увеличить их заработную плату хотя бы на уровень инфляции.
Ведущий инженер по охране труда АвтоВАЗа Игорь Витущенко напоминает, что на такой же митинг в марте пришли не больше 70 человек. Многие из них явились для галочки, считая, что увольнения их не коснутся. Сейчас, когда началась новая волна сокращений, люди настроены иначе. Из-за массовых сокращений на автогиганте, ситуация на областном рынке труда сильно ухудшилась. Сам он получил несколько предложений о работе, но все они с понижением зарплаты почти в 2 раза.
Вопрос индексации зарплат профсоюз рассматривает ежеквартально, принимая во внимание индекс изменения прожиточного минимума по Самарской области и показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Скоро поступят данные правительства области по итогам III квартала и профсоюз сядет за стол переговоров с руководством завода. Предстоящий митинг никакой существенной роли в решении этого и других вопросов не сыграет. Нормативная численность по рабочим уже достигнута – их увольнения не коснутся. Руководство АвтоВАЗа недавно уведомило профсоюз о планируемом освобождении еще 700 человек, но эта волна сокращений заденет руководителей, специалистов и служащих, подчеркнул председатель официального профсоюза на предприятии Сергей Зайцев.
По его словам все рабочие с 1 октября получили небольшую прибавку к зарплате, им вернули приостановленную в 2009 г. льготу на бесплатное питание в ночную смену.
23 октября, на встрече с коллективом Бу Андерссон объявил, что в 2015 г. завод не планирует сокращений, хотя переводы персонала между подразделениями продолжатся. Он пообещал с января внедрить в автосборочных производствах окладную систему оплаты труда вместо нынешней тарифной. В декабре 5 тыс. рабочих, не допускавших нарушений трудовой дисциплины, должны получить премию в размере месячной зарплаты. По его словам, коллектив заслуживает повышения зарплаты, но сначала компания должна стать прибыльной. (Автостат/Машиностроение Украины и мира)