На фоне нынешних экономических тревог еще большие тревоги вызывают глобальные долгосрочные прогнозы. Нам предрекают бедствия вследствие истощения природных ресурсов, загрязнения окружающей среды и прочего. Главная же причина – непрерывно растущее население Земли, с безудержно ширящимся потреблением. По расчетам ученых, с нынешних 7,2 млрд. к 2050 г. оно должно вырасти до 9 млрд., уже планируются меры по предотвращению продовольственного и энергетического кризиса. Прогнозируемые ООН рамки устанавливают потолок в 8 млрд. человек, по достижении которого во всех странах будут стремиться ограничивать рождаемость.
Этой цели будет способствовать и расширенное применение роботов. “К тому времени, когда население Земли вырастет до 9 млрд., производство сельхозпродуктов должно удвоиться, – говорится в статье “Полное руководство по сельскохозяйственной робототехнике”, вышедшей на www.roboticsbusinessreview.com. – А из-за ограниченного объема пахотных площадей, чтобы выполнить эту задачу, урожайность следует повысить на 25%”. В докладе Research Moz прогнозируется рост рынка сельскохозяйственных роботов с $817 млн. в 2013 г. до $16,3 млрд. к 2020 г.
Применение роботов позволит значительно сократить нужду в работниках, постоянно проживающих в сельской местности, где уровень рождаемости на четверть выше, чем в городах. (Горожане, как известно, не стремятся заводить много детей – их больше привлекает интересная работа и разного рода хобби).
Еще одна причина перехода на робототехническое производство – старение населения. Согласно данным ООН, в 1994-2014 гг. число людей старше 60 лет удвоилось. В Японии, по прогнозам демографов, около трети жителей к 2050 г. будут в возрасте от 60 лет и старше. Сокращение количества граждан работоспособного возраста подталкивает страну к масштабному использованию роботов, говорится в статье “Недостаток рабочих рук восполнят роботы”. На втором месте после Японии – Германия, где доля населения старше 65 лет составляет 21% и к 2030 г. ожидается сокращение экономически активных жителей еще на 10% – до 39 млн. (“Фольксваген” заменяет роботами выходящее на пенсию поколение германских беби-бумеров”, Financial Times). Этот процесс, несомненно, ударит по автомобилестроению, являющемуся одним из китов экономики страны, что сделает ее одним из крупнейших потребителей робототехники. Причем уже сегодня робот на автозаводе обходится вполовину дешевле китайца, поскольку эта отрасль является самой роботизированной из всех производств мира. И все благодаря Генри Форду, разработавшему автоматизированные линии сборки автомобилей благодаря дроблению процесса на множество мелких операций.
Изначально роботы проектировались для решения задач, невыполнимых или опасных для человека. Еще во времена СССР были созданы роботы для разминирования, после – знаменитые луноходы для работы в открытом космосе. Сейчас робототехника широко применяется для инспектирования различного рода трубопроводов. Раньше в этих целях использовали самодвижущиеся по поверхности трубопроводов роботы-тележки с датчиками, улавливающими ультразвук, испускаемый в местах течей. Таким образом удавалось выявлять относительно крупные течи под высоким давлением. Теперь же удается обнаруживать отверстия всего в 1-2 мм при низком внутреннем давлении жидкости или газа. Разработанный совместно учеными Массачусетского технологического института и Университета нефти и минералов Саудовской Аравии мини-робот способен передвигаться внутри трубопровода диаметром до 10 см как на колесах, так и плывя по течению, рассказывается в статье “Самоходные скоростные устройства точно определяют утечки в трубах” (phys.org). Еще одно преимущество новой модели – низкая стоимость эксплуатации: если прежде проверка 100 км трубопровода обходилась в $250 тыс. в год, то теперь расходы сокращаются до $100 тыс. Три года назад эта же группа из MTI разработала миниатюрные, размером с яйцо, подводные роботы для проверки трубопроводов ядерных станций.
Роботы широко используются и в других областях – 45 стран разрабатывали или закупали военные устройства (в 2012 г. были использованы около 10 тыс. наземных и 5 тыс. летающих). Американским Центром новой безопасности разрабатываются формирования целых “роев” роботов – The Coming Swarm. Агентство передовых оборонных исследовательских проектов при Минобороны США (DARPA) получает от правительства около $2,8 млрд в год.
Другая сфера применения робототехники – медицинская. Например, компания Intuitive Surgical с 2000 г. производит хирургических роботов Da Vinci. Они установлены в сотнях клиник по всему миру, и за 14 лет с их помощью проведено более 1,5 млн. операций. Разработаны различные модели силовых роботизированных костюмов, надев который человек может, подобно муравью, нести на себе до 180 кг груза. А 2014 г. стал прорывным для новейшей отрасли стоимостью в миллиарды долларов, говорится, в частности, в статье “Революция наружного скелета: от жесткого к мягкому и ультрамягкому” (www.roboticsbusinessreview.com): “Когда свыше 50 млн. американцев борются с ограниченной способностью передвигаться из-за инсульта, старости, травм и других причин, а во всем мире число таких людей, по данным Всемирного банка, приближается к 12% населения, понятно, почему появление экзоскелетов встретило восторженный прием, суля инвесторам золотую жилу”.
Согласно экспертно-аналитическому отчету РБК “Потенциал российских инноваций на рынке систем автоматизации и робототехники”, в 2013 г. продажи промышленных роботов выросли со 159 тыс. до 178 тыс. штук, а исследовательская компания Markets and Markets прогнозирует рост этого рынка к 2017 г. до $32,8 млрд.
Наибольшим спросом роботы пользуются в Японии, Германии, Южной Корее, Китае, США. Япония в 2013 г. занимала 52% рынка, Германия – 21,7%. Совокупный объем рынка сервисной робототехники, по оценкам Markets and Markets, составил $17,6 млрд., основные производители – США, Западная Европа и Япония.
Продажи профессиональных сервисных роботов к 2017 г. могут дойти до 95,8 тыс. штук на $17,1 млрд. А для потребительского сегмента в 2013-2016 гг. будет продано 15,5 млн. бытовых роботов, 3,5 млн. роботизированных игрушек, 3 млн. устройств для образовательных целей и 6,4 тыс. для помощи инвалидам.
Основные барьеры для инвестиций – опасения низкой доходности и высоких рисков по сравнению с проектами в области информационных технологий, а также длительный цикл разработки, большие издержки и нужда в специализированной инновационной инфраструктуре.
Российский рынок пока незначителен: в 2013 г. на него приходилось около 0,17% от мирового, а вот Китай намерен стать крупнейшим игроком, имея 16,9%. К 2020 г. там будет задействовано полмиллиона промышленных роботов.
К 2025 г. общая стоимость роботов, применяемых в промышленности, медицине и сфере услуг, может достичь $4,5 трлн., прогнозирует McKinsey. Пока что ожидания оправдываются: в Северной Америке за один только последний год сбыт роботов возрос более чем на треть (на 35%) в количественном выражении и почти на четверть (на 22%) в долларовом, сообщает Robotic Industries Association (RIA). Был установлен рекорд продаж – заказано 21235 роботов на $1,2 млрд., почти половина которых для автомобилестроения – 48%. За ним следуют электроника, пищевая и легкая промышленность, общее машиностроение. Всего в индустрии США занято 230 тыс. роботов.
Ну, а к 2025 г. они могут заменить до 50% работников, занятых в разных сферах (Robots will replace 50% of today’s occupations by 2025, Deseret News). По данным исследования Oxford Martin School, последнее, однако, не значит, что все эти люди потеряют работу – просто сменят род деятельности. “Для многих из нас искусственный интеллект станет инструментом выполнения задач масштабов и сложности, не вообразимых прежде”, – говорится в недавнем докладе компании CBRE. (forbes.kz/Машиностроение Украины и мира)