В распоряжении Forbes оказался список банков-кредиторов Группы компаний “Азовобщемаш”. Задолженность только по телу кредита составляет $575,8 млн. Среди кредиторов – “Укрэксимбанк”, Сбербанк России, “ВТБ Банк”, “Альфа-Банк”, “Райффайзен Банк Аваль” и другие. Всего десять банков.
Чтобы вернуть деньги, кредиторы предлагают разные сценарии – от банкротства с последующим поиском инвесторов до предоставления предприятиям группы “Азовобщемаш” государственных военных заказов. Между тем сам скандал с полмиллиарда долларов проблемного долга предприятий “Азовобщемаша” может являться отголоском международной схемы по выводу капиталов из Украины.
Почти 10000 сотрудников группы предприятий, по факту обслуживающих единственный завод “Азовмаш”, впоследствии вошедший в ПАО “Азовобщемаш”, находятся в подвешенном состоянии – есть у них будущее или нет? Вплоть до 2012 г. ПАО “Азовобщемаш” было производителем №1 спецвагонов на просторах стран СНГ – цистерн для нефтепродуктов и сжиженного газа, химических растворов; вагонов и полувагонов для угля, железорудного концентрата, химических удобрений, зерна и других насыпных грузов. Но с тех пор ситуация сильно изменилась.
Официальной информации о том, работает ли завод в принципе, сегодня нет. Руководство предприятий и управляющих компаний недоступно. Григорий Дашутин, председатель Федерации работодателей машиностроительной промышленности, также не захотел однозначно ответить на этот вопрос: “Я не могу вам ответить сейчас, так как не смог разобраться в этом вопросе. Там двоякая ситуация”. Как опытный чиновник Дашутин не смог вслух сказать, что с нового года предприятия просто остановлены, хотя люди приходят “попить чай и подмести территорию”.
Источник в одном из банков-кредиторов подтвердил, что завод не работает. “Мы встречались с директорами в конце 2014 г. За декабрь 2014 г. предприятие выпустило 5 вагонов, а нужно выпускать 500 для обслуживания кредитов. Поэтому среди вариантов решения проблемы – менять собственников в пользу банков”.
Если раньше предприятие производило до 2000 цистерн в месяц, то цифра 5 – это вообще ничего. Попытки дозвониться хоть кому-то из топ-менеджеров этой группы азовских предприятий тоже оказались провальными. Сайт предприятия последний раз обновлялся перед Новым годом, и предпоследним сообщением, датированным 26 декабря 2014г., является обращение президента управляющей компании “Азовмашинвест холдинг” Тараса Полищука.
Там он сообщает, что кризис возник из-за потери рынка Таможенного союза и фактической неготовности завода к работе в других регионах. Негативное влияние оказали также блокирование возврата налога на прибыль и отсутствие поддержки государства. Отпугивает потенциальных заказчиков и нахождение предприятия в зоне АТО. “К сожалению, сложившаяся система управления предприятием оказалась не готовой к работе в новых условиях. Не были своевременно приняты меры по сокращению расходов и персонала. Акционерами уже предприняты ряд шагов по привлечению зарубежных и украинских компаний к поиску новых рынков сбыта продукции вагоностроения, реструктуризации бизнеса, кредитов, привлечению инвесторов. Ведутся переговоры с правительством Украины по получению госзаказов на грузовые вагоны и возврат переплаты по налогу на прибыль”, – вещает Тарас Полищук.
Переплата налога на прибыль по группе составляет порядка 400 млн. грн., но даже их возврат не спасет группу от кредитного кризиса. А получение оборонного заказа напрямую зависит от решения проблемы задолженности по кредитам.
Обвал производства на предприятии, замкнутом фактически на одну страну – Российскую Федерацию, произошел еще три года назад. “Зимой 2012 г. вдруг началась череда аварий на российских железных дорогах. Ломались вагонные рамы, перевозившие цистерны с нефтепродуктами, в том числе это были рамы, отлитые на мариупольском ЧАО “Азовэлектросталь”, подконтрольном “Азовмашинвест холдингу”, – вспоминает Алексей Андрейченко, аналитик компании Art Capital.
Основные известные центры финансовых доходов (прибыли) группы: в Украине – основной ТД “Азовобщемаш” (частично “Азовобщемаш”). Поставки сырья на заводы происходят по прямым контактам; в РФ – Армавирский завод тяжелого машиностроения.
Акционеры Azovmashinvest Holding Lihited | ||
59% – Totalserve Consultants Limited (Кипр) – управляющая компания, зарегестрированная по тому же адресу, что и AZMIH Ltd. (акционеры не установлены, скорее всего имеет место трастовое соглашение с фактическим собственником – не исключено – с Т. Савчук-Полищук) | 21% – Amprezza Limited (Кипр) – единственный акционер – Арсен Иванющенко, зарегестрирован по тому же адресу, что и один из контролеров группы Юрий Иванющенко – Донецкая обл., Енакиево, ул. Горная 5а. | 20% – Alicom Investmnet Company Limited. (Кипр). Акционеры не установлены, адрес фирмы тот же, что и у Private Company Limited by Shares Amprezza Limited. |
Тогда были приостановлены сертификаты производства рам на “Азовэлектростали”, а после этого на какое-то время и сертификаты на производство цистерн “Азовобщемаша”. То есть группе было запрещено практически все производство. “В конце концов было установлено, что цистерны неправильно использовались, российские операторы железнодорожного рынка лили нефть и более тяжелые нефтепродукты в цистерны для бензина. Объем тот же, но вес значительно больше, это и привело к авариям”, – поясняет Алексей Андрейченко.
В апреле 2012 г. запрет на использование мариупольских цистерн в России был снят, но российские железнодорожные чиновники сделали два предупреждения операторам: первое публичное, что цистерны нужно использовать по назначению, а второе на полуофициальном уровне – постепенно сокращать использование украинских, азовмашевских цистерн. Для предприятия, в котором доля производства цистерн для России составляет 75-78%, вытеснение с российского рынка подобно смерти. Информация о возможной скорой потере рынка была совсем не закрытой, но, тем не менее, банки, к которым в то время предприятие обратилось за кредитами, на нее почему-то не обратили внимания.
В 2012 г. Группа компаний “Азовмашинвест холдинг” продержалась. Более того, в 2013 г. – тоже. “В 2013 г. они произвели продукции на 6,1 млрд. грн., из них вагонов – на 5,5 млрд. грн. То есть в их выручке 90% составляют полувагоны и вагоны”, – констатирует Роман Тополюк, старший аналитик компании Concorde Capital. Однако банки этой динамики уже не почувствовали.
“Мы были в долгих переговорах с “Азовмашем” с марта 2013 г. Уже с августа 2013 г. предприятие ушло в полный дефолт. Ничем позитивным эти переговоры не закончились – поэтому мы подали иски в суд. Каковы перспективы предприятия на сегодняшний день, по нашему мнению? Мы видим возможный уход в банкротство и поиск инвесторов, если восток Украины перестанет воевать. Банкротство – это один из выходов для предприятия. У предприятия валютные долги, рассчитаться по которым сегодня – огромная проблема”, – разъясняет Елена Мельникова, начальник управления по урегулированию корпоративных кредитов “ОТП Банка”.
Ряд кредиторов уже давно сформировали 100% резервов под долги предприятия.
Начиная с 2012 г., почти все рынки Группы компаний “Азовобщемаш” в России и странах СНГ занял российский “Уралвагонзавод”. Раньше он был на втором месте по производству цистерн, а сейчас уже уверенно занимает первое с долей рынка 70-80%. Есть и другие, более мелкие производители российские, например, “Ростсельмаш”, но это игроки на порядок меньшего уровня.
Попытки предприятия продержаться на сопутствующем производстве – тяжелые станки для металлургии и промышленные краны – результатов не дают. “Тяжелое оборудование для металлургии – это длинный цикл производства, трудоемкая продукция, высокая конкуренция. А качество у них не очень хорошее, потому это проблемное направление. Ну, и подход менеджмента предприятий своеобразный – они на всем экономили, особо никакими улучшениями не занимались, кроме того, там были большие кредиты, взятые давным-давно при поддержке Юрия Иванющенко”, – указывает Роман Тополюк.
Каким образом предприятие в сложившейся ситуации получило кредиты на более чем $0,5 млрд., и каким образом банки давали эти кредиты – опрошенные эксперты и банки не могут прокомментировать. Однако отмечают, что все эти кредиты выданы под залог имущества предприятий и их непрофильных активов. И не исключено, что эти активы перезаложены не один раз. Журналисты Forbes узнали, что, например, в залоге у “Альфа-Банка” за $65 млн. находится производственное оборудование и производственные цеха ЧАО “Азовэлектросталь”, их подвижной состав, “Ледовый комплекс”, и даже права на контракты с Россией и Казахстаном, которые, впрочем, не были выполнены. Такая практика залогов применяется крупными предприятиями Украины уже давно.
Среди сценариев по спасению предприятия – в том числе выделение военных заказов, которое могло бы в непростое время поддержать предприятие. “Завод “Азовмаш” можно оздоровить, только проведя процедуру банкротства предприятия. Это единственный и разумный способ скорейшего решения проблем предприятия, в том числе социальных, возможности получения новых перспективных заказов в будущем. Банкротство, очистка предприятия, после чего смена собственника, которым может выступить либо государство, либо группа кредиторов”, – предлагает Александр Луканов, президент “Альфа-Банка Украина”. Этот банк судится с акционерами “Азовмаша” и в Украине, и на Кипре. Также иски против компаний Иванющенко подали “ОТП Банк”, свои права пытается отстаивать ПУМБ. У большинства же банков комментариев вокруг событий с “Азовмашем” нет – так как, по объяснению банкиров, ситуация “безнадежная”.
“Банкротство – это возможный вариант, но только если собственник согласится отдать активы, которые там есть. Это не такая страшная процедура, как может показаться, просто кому-то надо будет списать убытки, скорее всего – банку-кредитору. Ну, и собственник, естественно, лишится собственности. Здесь слишком много “если”, – отмечает Роман Тополюк. Но вот как раз собственник не особо спешит что-то отдавать. “Мы вели переговоры с руководством предприятия “Азовэлектросталь” с апреля прошлого года, при этом регулярно предоставляя отсрочки по погашению. Однако руководство предприятия неоднократно нарушало договоренности, не предлагало никаких конструктивных путей выхода из сложившейся ситуации. Мы также неоднократно пытались связаться с собственниками “Азовэлектростали”, чтобы решить этот вопрос. Однако собственники с весны не выходят на связь”, – комментирует Константин Школяренко, заместитель председателя правления ПУМБ.
Ситуация с “Азовобщемашем” стала актуальной потому, что уже с октября 2014 г. местная власть Мариуполя пытается начать процедуру банкротства предприятия, а руководство заводов холдинга усиленно сопротивляется и взывает к государству. Мол, когда-то правительство обещало начать госпрограмму замены вагонного парка “Укрзализныци” и разместить оборонный заказ – “Азовмаш”, помимо цистерн, может делать танки “Оплот”.
Однако государство не спешит размещать на этих предприятиях госзаказы. И главной причиной является задолженность по кредитам: на сегодня фактически неизвестно, кто же собственник производственного имущества? В любой момент банки могут по суду разобрать себе отдельные цеха общего производственного комплекса, и процесс прервется. А еще банки могут потребовать погашения просроченных кредитов от государства в обмен на то, что они вернут в производственный цикл залоговые цеха. Поэтому пока банки не договорятся с собственниками Группы компаний “Азовобщемаш”, о производстве говорить не приходится. Впрочем, не менее интересным является и вопрос, каким образом этот пул банков с прекрасным риск-менеджментом оказался впутанным в ситуацию с невозвратом $575,8 млн.? Эта сумма – только тело кредита. Однако комитета кредиторов нет – переговоры банки ведут по отдельности.
Еще в 2013 г. “Азовмаш” получил два стабилизационных кредита по финансированию контрактов – от “Альфа-Банка Украина” и Сбербанка России. По информации Forbes, речь шла о кредитных лимитах в $20 млн. Но после перекрытия рынка торговли с РФ оказалось, что никаких возможностей для возврата средств нет. Ситуация же, по мнению опрошенных экспертов, может напоминать события вокруг агрохолдинга “Мрия”. (Forbes-Украина/Машиностроение Украины и мира)