27 марта в Москве состоялось заседание Комитета по грузовому подвижному составу НП “ОПЖТ”, посвященное обсуждению современных технических средств в новом инновационном грузовом подвижном составе.
Мероприятие прошло под председательством вице-президента НП “ОПЖТ”, председателя Комитета по грузовому подвижному составу НП “ОПЖТ”, старшего вице-президента – главного инженера ОАО “СГ-транс” Сергея Калетина.
В заседании приняли участие представители российских и зарубежных компаний, а также профильных институтов. Среди них, в частности, ОАО “РЖД”, “Первая грузовая компания”, “Алтайвагон”, “Евросиб СПб-ТС”, “Татравагонка”, “Трансолушнз СНГ”, НИИ вагоностроения, “Трансвагонмаш”, “Трансмашхолдинг”, НПК “Уралвагонзавод”, “Федеральная грузовая компания”, Концерн “Тракторные заводы”, ВРК-1, ВРК-2, ВРК-3, УК “РейлТрансХолдинг”, “СГ-транс”, “Инфотэкс АТ”, РИТМ, НК “КТЖ”, “Кнорр-Бремзе”, “НефтеТрансСервис”, Инновационный центр вагоностроения, МТЗ “Трансмаш”, ВНИИЖТ и другие.
В ходе заседания участники обсудили профицит грузовых вагонов, создание на площадке ОПЖТ инспекции по приемке вагонов, ознакомились с особенностями вагона-платформы с увеличенной эксплуатационной скоростью движения производства ОАО “Алтайвагон” и вагона-цистерны с улучшенными технико-экономическими показателями ООО “ВНИЦТТ”.
Кроме того, рассмотрели производство высокотехнологичных комплектующих для инновационного вагоностроения ООО “Вагонмаш”, способ выявления трещин в боковых рамах тележек грузовых вагонов. Собравшиеся также обсудили возможность контроля вагонов, оборудованных буксовыми узлами с подшипниками кассетного типа устройствами КТСМ, проблемы внедрения новых стандартов в вагоностроительной отрасли и пути их решения, а также изменения в документе “Регламент расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы”.
Первый заместитель начальника Центра технического аудита ОАО “РЖД” Олег Сеньковский доложил, что в феврале в Чебоксары на общем собрании Некоммерческого партнерства было подписано соглашение между Центром технического аудита ОАО “РЖД” и НП “ОПЖТ” о взаимодействии по созданию инспекторского центра (ИЦ), который будет осуществлять инспекторский контроль на предприятиях, осуществляющих постройку грузовых вагонов и комплектующих к ним.
Деятельность инспекторского центра будет основываться на заключенных возмездных договорах между ИЦ и предприятиями, осуществляющими строительство грузовых вагонов и комплектующих к ним.
В докладе Олег Сеньковский отметил, что наиболее правомочной и правовой формой для ИЦ “ПВК” является общество с ограниченной ответственностью, где единственным учредителем будет ОПЖТ. Такая форма даст ряд преимуществ, в первую очередь, обеспечит открытость, прозрачность и публичность организации. “Будет разработан специальный регламент взаимодействия между ОАО “РЖД” и НП “ОПЖТ”, позволяющий осуществлять деятельность по инспекторскому контролю. Важно, что координацию инспекторского центра будет осуществлять Комитет по грузовому вагоностроению, что позволит максимально оптимизировать деятельность этой вновь создаваемой организации”, – отметил он.
На ближайшие две недели намечено обсуждение и доработка проекта Устава инспекционного центра.
В ходе заседания инженер производственно-технического отдела Северной дирекции инфраструктуры ОАО “РЖД” Андрей Гришин рассказал о новом способе выявления трещин в боковых рамах тележек грузовых вагонов.
На поверхность зоны R55 боковой рамы, на диэлектрический слой, перпендикулярно предполагаемому направлению распространения трещины, наносится токопроводящая дорожка в форме змейки и контролируется на разрыв. “Чем меньше ширина токопроводящей дорожки и шаг между звеньями змейки, тем выше вероятность выявить трещину наименьшей длины”, – отметил Андрей Гришин.
Проверка состояния токопроводящих дорожек происходит с помощью метода электромагнитной индукции (бесконтактная проверка). Уже разработан и испытан прототип устройства для контроля дорожек.
“Реализация этого проекта позволит избежать ущерба, причиняемого в результате крушений поездов и схода подвижного состава по причине изломов боковых рам, а также позволит исключить ошибочные отцепки вагонов и повысить имидж компании”, – подчеркнул Андрей Гришин.
В свою очередь, заместитель генерального директора ОАО “Алтайвагон” Андрей Банных ознакомил участников с конструкцией нового вагона-платформы с увеличенной эксплуатационной скоростью движения.
По его словам, целью разработки было создание вагон-платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров, колесной и гусеничной техники и других тарно-штучных грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков с эксплуатационной скоростью движения до 120 км/ч.
Ограничивающими факторами были длина тормозного пути вагонов, оборудованных типовым тормозом, при движении со скоростями более 90 км/ч; средняя эксплуатационная мощность, выделяемая на колодке стандартной конструкции при экстренном торможении и динамические качества трехэлементных тележек типа 18-100 и ее аналогов.
Чтобы разрешить эти факторы, был начата разработка вагона с увеличенной эксплуатационной скоростью на базе серийно выпускаемого вагона-платформы модели 13-2114-08, которая включает модернизацию тормоза автоматического вагона и тормозной рычажной передачи тележки, а также модернизацию рессорного подвешивания тележки и узла операния скользуна рамы вагона на скользун тележки.
Проведение предварительных исследовательских тормозных испытаний продемонстрировало возможность транспортировки таких типов крупнотоннажных контейнеров, как 20-футовый, 30-футовый, два 20-футовых контейнера, 40-футовый и 45-футовый.
Подводя итоги заседания, вице-президент НП “ОПЖТ” Сергей Калетин отметил скоростную платформу, разработанную “Алтайвагонзаводом. “На сегодняшний день вагоны обращаются со скоростью не более 90 км/ч. “Алтайвагон” проработал возможность применения нового тормозного оборудования и новой рычажной передачи, что позволит грузовым вагонам на скорости 120 км/ч обеспечить тормозное нажатие. Это большое достижение. В ближайшее время подкомитет НП “ОПЖТ” по тормозному оборудованию рассмотрит этот вопрос и представит на комитете сообщение по целесообразности нового тормозного оборудования и по результатам сообщения мы сможем рекомендовать производителям целесообразность перехода на данную рычажную передачу. Важно, что производители не стоят на месте, а стремятся предложить что-то новое”, – добавил он.
“Я считаю, что правительственная программа по поддержке грузового вагоностроения должна быть направлена на производство новых инновационных вагонов. Мы будем сокращать количество старых вагонов и выпускать новые. При этом при создании инновационных вагонов важно учитывать не только осевую нагрузку (23,5 тс и 25 тс), а, прежде всего, воздействие на инфраструктуру и увеличенный межремонтный пробег. Сегодня нужно изготавливать недорогой, надежный в эксплуатации с дружественным воздействием на путь грузовой подвижной состав”, – подчеркнул Сергей Калетин. (Пресс-служба ОПЖТ/Машиностроение Украины и мира)