Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ, Кременчуг Полтавской обл.), одно из ведущих предприятий вагоностроительной отрасли Украины, в 2014 г. сократило чистый доход от реализации продукции на 25,3% по сравнению с 2013 г. до 2826,7 млн. грн.
Согласно обнародованному в системе раскрытия информации НКЦБФР годовому отчету предприятия, его чистый убыток совпадает с озвученным ранее – 347,57 млн. грн. против чистой прибыли 339,38 млн. грн. в 2013 г.
Валовая прибыль компании по итогам года сократилась в 3,9 раза до 146,86 млн. грн., а убыток от операционной деятельности составил 327,78 млн. грн. по сравнению с операционной прибылью 351,46 млн. грн.
В 2014 г. КВСЗ снизил производство грузовых вагонов на 54,7% по сравнению с 2013 г. до 2,406 тыс. и выпустил только один пассажирский вагон по сравнению с 74 ед. в 2013 г. Вместе с тем были модернизированы 95 вагонов для киевского метрополитена.
В отчете отмечается, что сложная экономическая и политическая ситуация в 2014 г. отрицательно сказалась на работе всех вагоностроительных предприятий СНГ (48 вагоностроительных и вагоноремонтных заводов), особенно на предприятиях Украины.
В числе причин проблем на рынках СНГ, приведших к падению поставок вагонов на 26% к 2013 г., на предприятии называют, в том числе, профицит грузовых вагонов в СНГ (в первую очередь РЖД, даже с учетом вагонов с истекшим сроком службы), избыток производственных мощностей вагоностроительных предприятий, рост конкуренции из-за сужения емкости рынка.
Кроме того, напоминают на КВСЗ, Россия в прошлом году приостанавливала сертификаты практически на всю украинскую продукцию вагоностроения (в том числе КВСЗ) мотивируя, в частности, отсутствием условий проведения инспекционного контроля в Украине.
По данным предприятия, в прошлом году его доля на рынке грузового вагоностроения СНГ составила 4,1% (в 2013 г. – 6,2%), а на рынке Украины (всего 18 предприятий) завод лидировал с долей 40,8% (22,4%).
В отчете со ссылкой на мнение экспертов отмечается, что в текущем году не ожидается улучшение позиций украинских вагоностроителей на рынке СНГ, поэтому планы предприятия, в первую очередь, связаны с темпами реформирования и развития железнодорожной отрасли Украины.
С учетом сложившихся обстоятельств в текущем году завод намерен свернуть некоторые программы по созданию инновационной техники. В условиях снижения спроса на грузовые вагоны КВСЗ планирует сконцентрировать внимание на продвижении специализированных вагонов нового поколения с нагрузкой на ось 25 т (зерновозов и полувагонов).
Кроме того, в рамках диверсификации производства отрабатывается возможность перепрофилирования на другую металлопродукцию, в том числе автодорожную, коммунальную технику и технику оборонного назначения.
КВСЗ также напоминает, что в текущем году он модернизирует еще 50 вагонов для киевского метро. Под модернизацию вагонов в прошлом году завод приобрел, в частности, комплектующие японской Itochu Corp. на 254,3 млн. грн.
В числе проблем на КВСЗ также отмечают дефицит оборотных средств, в первую очередь из-за несвоевременного возмещения государством сумм переплат по налогу на прибыль – на 19 января задолженность перед предприятием составляет 1144 млн. грн. ( в том числе 235 млн. грн. – НДС).
КВСЗ является единственным в СНГ предприятием, имеющим налаженное и действующее производство двух видов вагонов – пассажирских и грузовых. В целом выпускает грузовые (вагоны-платформы, цистерны, вагоны бункерного типа, полувагоны) и пассажирские вагоны, запасные части и тележки для грузовых вагонов, колесные пары, вагоны метро, эскалаторы и запчасти к ним, контейнеры, дорожную технику. (Metalmonitor/Машиностроение Украины и мира)