Для транспортировки крупногабаритных грузов на “Энергомашспецстали” (ЭМСС, входит в машиностроительный дивизион Росатома – “Атомэнергомаш”) была разработана и изготовлена грузоподъемная траверса “качели”. Оборудование отвечает всем техническим требованиям и нормам безопасности.
Доказательством этому стала успешная термообработка обечайки ВВЭР-ТОИ и других крупногабаритных обечаек. В основе траверсы “качели” две балки, каждая из которых может выдержать 120 т. Помимо обработки обечаек оснастка может использоваться для закалки плоских заготовок плит, дисков и колец, диаметр которых более 4,4 м.
До изготовления траверсы цех полностью выполнял задачи с имеющейся оснасткой. Но с появлением заказа на изготовление обечайки для проекта ВВЭР-ТОИ остро стал вопрос о создании такого оборудования, которое способно транспортировать заготовку высотой более 5 м, диаметром более 4,5 м и весом более 230 т.
“Было проработано несколько вариантов оснастки. Мы думали сделать специальную скобу, но для заготовки обечайки ВВЭР-ТОИ такая оснастка получилась бы трудоемкой в изготовлении, тяжелой и габаритной. Мостовой кран просто бы не справился с общим весом. Мы решили пойти по нестандартному пути и использовали кинематику имеющейся раздвижной траверсы грузоподъемностью 240 т, на которую смонтировали две подвески с двумя балками”, – говорит главный конструктор Владимир Афанасьев.
Оснастка имеет большой ряд преимуществ. Она простая в обслуживании, не имеет узлов, которые ржавеют и которые надо смазывать. Намного упростился процесс захвата заготовок и установки их на печь. А самое главное то, что в три раза сократилось время подачи горячих заготовок в закалочный бак, что положительно отражается на получении заданных механических свойств.
Сама траверса теперь стала универсальной, что обосновывает экономическую целесообразность этого проекта. Заводу не пришлось изготавливать или покупать новую траверсу под термообработку. Оснастка полностью адаптирована под производство ЭМСС. (Metalmonitor/Машиностроение Украины и мира)