В. Путин поручил правительству заложить в федеральный бюджет 2016 г. средства на поддержку программы “Национальная технологическая инициатива”, следует из официальной стенограммы совещания президента с членами правительства.
Финансирование должно составить до 10 млрд. руб., уточнил ответственный за реализацию этой программы директор направления “Молодые профессионалы” Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков.
Показательно, что агрегатоносителем для первого “беспилотника” выбрали армейскую модификацию КАМАЗ-5350 “Мустанг”, что красноречиво намекает где в будущем планируют использовать подобную технику. На прототипе (серийный КАМАЗ-5350) установлено 4 видеокамеры, 2 переднего и 2 заднего вида (планируется подключение дополнительных видеокамер), 2 бортовых компьютера интегрированных посредством сети Ethernet, 1 лидар (активный оптический сенсор, излучатель лазерных лучей в сторону объекта во время движения транспорта) и 3 радара.
Компания Cognitive Technologies и ОАО “КАМАЗ” в феврале объявили о начале совместного проекта, целью которого является создание к 2020 г. на базе автомобиля “КАМАЗ” беспилотного транспортного средства нового поколения, призванного обеспечить безопасность грузового автомобильного транспорта и дорожного движения на дорогах междугороднего сообщения. Под этот проект уже было получено 300 млн. руб. финансирования. Что скрывает за собой 10 млрд. бюджета на разработку беспилотного “КАМАЗа” можно только догадываться.
И, разумеется, эти деньги пойдут не для создания одного лишь беспилотного “КАМАЗа”, а для разработки системы беспилотного управления крупной техникой. В дальнейшем ее планируют интегрировать не только в грузовики, но и в другую крупногабаритную технику, какую – не трудно догадаться. Россия уже не первый год активно инвестирует в создание боевых роботов. И если первые машины были слишком примитивны, то последние испытания, которые выложили в сеть, продемонстрировали явный прогресс. Но пока российские боевые роботы – это лишь дистанционно управляемые машины, как правило, на гусеничном ходу.
По данным сайта АСИ, программа охватывает несколько направлений: беспилотные автомобили, летательные аппараты и морской транспорт; персональная медицина; искусственные компоненты сознания и психики.
Принципы выбора этих направлений Песков описывал в июне на заседании совета по модернизации экономики при президенте России: каждый из этих мировых рынков к 2035 г. должен превышать $100 млрд., на нем не должно быть общепринятых стандартов и должна быть возможность замены посредников на управляющее программное обеспечение.
В 2016 г. бюджетное финансирование пойдет, по его словам, преимущественно на первые четыре направления “Национальной технологической инициативы”: AeroNet (беспилотные летательные аппараты), AutoNet (беспилотные автомобили), MariNet (беспилотный морской транспорт) и NeuroNet (распределенные компоненты сознания). Но “зрелые проекты” из других направлений тоже могут получить часть средств, говорит он.
В большинстве сегментов есть несколько десятков примерно равнозначных проектов, говорит Песков, за исключением AutoNet, где безусловный лидер – проект беспилотного грузовика, который ведет КАМАЗ. Представитель КАМАЗа Олег Афанасьев сказал, что все привлекаемые средства сейчас идут на создание прототипа, что обойдется в несколько миллиардов рублей. Оценки общей стоимости проекта колеблются, по сведениям Афанасьева, в пределах 17-18 млрд. руб.
Какую часть госфинансирования получит проект беспилотного “КАМАЗа”, Песков не говорит: это предстоит решить президиуму совета по модернизации при президенте. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)