Холдинг “Вертолеты России” начал объединять два дочерних предприятия – Казанский вертолетный завод (КВЗ) и Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП), рассказали в холдинге. На базе двух заводов до 2018 г. будет создан единый кластер, который будет производить вертолеты различного класса и назначения, в том числе Ми-8/17, Ми-38, “Ансат”, Ка-226Т, Ка-32А11ВС, Ка-31.
Входящие в “Ростех” “Вертолеты России” объединяют пять основных площадок по выпуску военных и гражданских вертолетов в РФ (помимо КВЗ и КумАПП, это “Роствертол”, Улан-Удэнский авиазавод и Арсеньевская авиационная компания “Прогресс”), а также производства комплектующих. В 2014 г. выпущен 271 вертолет, выручка увеличилась на 22,8% до 169,8 млрд. руб., чистая прибыль выросла на 118,6% до 20,7 млрд. руб.
В рамках реструктуризации полномочия и 100% акций КумАПП будут переданы КВЗ. За счет перераспределения производства планируется оптимизировать систему управления, повысить ритмичность выпуска техники, выполнив контрактные обязательства, в том числе на поставку вертолета Ка-226Т. В “Вертолетах России” ожидают, что синергия увеличит выпуск вертолетов “Ми” и “Ка” и финансовые показатели заводов (впрочем, прогнозных цифр в холдинге не дают).
О том, что “Вертолеты России” планируют частично перераспределить производство между заводами, источники на авиарынке говорили еще весной. Уже тогда речь в первую очередь шла о КумАПП. Завод выпускает все типы вертолетов для ВМФ (семейства Ка-27, Ка-31), гражданский многоцелевой вертолет Ка-32А11ВС, новые вертолеты Ка-226 и Ка-226Т. Но в последние годы КумАПП приносил убытки из-за недозагрузки. В 2012-2013 гг. “Вертолеты России” рефинансировали большую часть обязательств завода – более 12 млрд. руб., что позволило КумАПП получить низкую процентную ставку по займам. Но в 2014 г. завод увеличил убыток в 2,5 раза до 2,5 млрд. руб., выручка выросла всего на 5% до 3,9 млрд. руб., а кредиторская задолженность на конец года достигла 4,7 млрд. руб. В феврале в Кумертау возник конфликт между работниками и руководством завода из-за опасений сокращений (разногласия удалось уладить). На 2015 г.КумАПП был полностью обеспечен контрактами на ремонт и модернизацию, был заключен контракт на реализацию ранее изготовленных Ка-31А11ВС. В холдинге заявляли, что если КумАПП выполнит все обязательства, то выручка предприятия в 2015 г. составит около 10 млрд. руб.
Исполнительный директор агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев говорит, что если до сих пор на заводах производство велось “по полному циклу”, то сейчас предприятия с минимальной программой выпуска имеет смысл трансформировать в центры компетенций, специализирующиеся на отдельных узлах или процессах, так они могли бы вести поставки на другие заводы холдинга, увеличить серийность и стать прибыльными. Эксперт напомнил, что в Кумертау поступали предложения загрузить производство комплектующими, в том числе самолетными – для Бе-200, но стороны не договорились. В ситуации, когда на серийную продукцию завода крупных заказов в России не предвидится, переход к новой модели – единственный способ сохранить предприятие, замечает Пантелеев. (uaprom.info/Машиностроение Украины и мира)