АвтоВАЗ рассчитывает получить в 2016 г. по новой госпрограмме временной занятости (еще не утверждена) около 2 млрд. руб., рассказали сотрудники двух автоконцернов. Это поддержит персонал после введения на предприятии с 15 февраля режима неполной рабочей недели – пятница будет нерабочим днем, поясняет один из собеседников.
Компания ранее заявляла, что вводит такой режим, чтобы сохранить персонал, несмотря на падение производства из-за сокращения основного для АвтоВАЗа российского рынка: в 2015 г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 35,7%, продажи Lada – на 31%, гласят данные АЕБ.
Сейчас на АвтоВАЗе работает около 44500 человек, говорят два источника. Это почти на 15% меньше, чем было год назад. В основном люди уходили в рамках программ увольнения по соглашению сторон с выплатой нескольких зарплат. Подобная программа может начаться на АвтоВАЗе и в ближайшее время, сообщил один из собеседников. Условия он не знает, но считает, что она вряд ли будет очень популярна: сейчас в Тольятти мало возможностей найти подходящую работу.
Несмотря на проведенную в 2014-2015 гг. оптимизацию штата, на АвтоВАЗе по-прежнему сохраняется проблема избыточного персонала: в среднем в производстве не задействовано около 4000 человек. По его словам, для временной занятости таких сотрудников в прошлом году на предприятии было создано специальное подразделение – Центр технической поддержки, где сотрудники с сохранением средней зарплаты в течение определенного времени занимаются общественными работами, демонтажом оборудования и проч. Во второй половине 2015 г. для финансирования временной занятости привлекались и средства соответствующей госпрограммы. Сумма не раскрывается, но ранее человек, близкий к АвтоВАЗу, рассказывал, что компании нужно было около 150 млн. руб.
Представитель АвтоВАЗа на вопросы не ответил.
На участие в новой программе временной занятости рассчитывают и другие автоконцерны. К примеру, КАМАЗу нужно около 600 млн. руб., знает один из источников (год назад завод получил около 1 млрд. руб.). Но поддержка может оказаться меньше, чем автозаводы рассчитывают, предупреждают сотрудники двух из них.
Минтруд предлагает ввести условие, по которому прогнозируемая численность трудоустроенных на временные работы сотрудников той или иной компании “не может превышать 20% от общей численности граждан – участников региональной программы”. Это следует из проекта правил предоставления и распределения в 2016 г. субсидий из федерального бюджета региональным бюджетам “на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов”. Компании просят убрать это ограничение, иначе такие крупные предприятия, как АвтоВАЗ или КАМАЗ, смогут задействовать в программе гораздо меньше сотрудников, чем им требуется, говорят собеседники. Для сравнения: в 2015 г. доля сотрудников Группы “КАМАЗ” составила почти 90% всех участников региональной программы (15800 человек из 17700), АвтоВАЗа – 22,8%, но тогда в программе от компании было задействовано только 2600 человек.
Предложения по проекту поступали в Минтруд, в настоящее время они рассматриваются, сказал представитель министерства, не раскрывая детали.
Чиновники могут пойти навстречу автозаводам, убрав 20%-ный барьер или скорректировав его, комментирует аналитик “ВТБ капитала” Владимир Беспалов. “Такие предприятия имеют большое значение для региональных рынков труда и экономики в целом”, – объясняет он. (Metalmonitor/Машиностроение Украины и мира)