Украинская мототехника имеет на своем счету значительные достижения, о которых в последнее время стали забывать. Как удалось выяснить, украинский “Днепр-МТ-9” – первый мотоцикл с коляской, который пересек пустыню Сахара задолго до ралли “Париж – Дакар”.
Решился на такой пробег итальянский дилер техники “УАЗ” и “Днепр” – фирма Martorelli в 1975 г. для популяризации советской техники и создания ей имиджа надежной и неприхотливой. В пробег по пустыне Сахара отправились 4 “УАЗа” и один мотоцикл “Днепр-МТ-9” с коляской.
В архивах Ульяновского автозавода сохранились переводы статей о том знаменитом пробеге: “Три автомобиля серии УАЗ-469Б, один дизельный “УАЗ” и мотоцикл с коляской МТ-9 “Днепр”, все советского производства, на рассвете 9 января 1975 г. направляются в Неаполь, чтобы потом следовать на пароходе в Тунис”.
К освещению этого пробега Марторелли активно привлекает прессу, как бы сейчас сказали: заручился PR-поддержкой. Периодически Марторелли звонил газетчикам и сообщал новости о ходе пробега – фактически вел блог! Пресса активно сообщала подробности, а ведь до первого “Париж – Дакара” было еще целых 4 года!
Как сообщил сын Луиджи – Филиппо Марторелли, пробег “Safety Desert Expedition” был задуман его отцом как блестящий рекламный ход. Ведь впервые через всю Сахару проехал мотоцикл с коляской. И это был наш “Днепр”!
В архивах достаточно подробно описаны все приключения Марторелли в том пробеге. Приведем лишь наиболее яркие моменты.
Два запасных колеса от мотоцикла Луиджи Марторелли, погруженные на багажник машины брата, “улетают”, и никто этого не замечает до самого вечера, пока не настает пора разбивать лагерь. Но в пустыне царит невиданная солидарность. Встретив алжирский автомобиль, мы просим водителей посмотреть на дороге наши колеса, и, если найдут, пусть отправят их самолетом в Таманрассет. Именно так все в итоге и происходит.
Глубокие “зыбучие пески” не позволяют развить необходимую скорость для преодоления песчаных хребтов. Нужно брать разбег и затем въезжать на них на большой скорости. От вибрации сотрясается корпус, колеса “танцуют” в стремительном ритме. Мотоцикл ведет себя как “горячая лошадь”, подпрыгивает, резко сворачивает вправо и влево, сиденье вибрирует, колеса, кажется, прыгают навстречу препятствиям.
Чтобы не вылететь из сиденья, Луиджи Марторелли вынужден стоять на подножке и часто съезжает с дороги. Это не менее опасно, чем “зыбучие пески” из-за ям в земле, которые заставляют его акробатически продвигаться вперед с поднятой от земли коляской мотоцикла. Отрезки дороги, где много песка, автомобили преодолевают легко. А он должен прямо-таки выпрыгивать из седла, толкать мотоцикл в облаке пыли, пока опять не коснется твердой почвы и затем, не снижая скорости, снова вскакивать в седло, чтобы снова врезаться в “зыбучие пески”.
Единственная поломка после такого пробега – несколько спиц в колесах мотоцикла, которые буквально разлетелись на кусочки…
А вот что писал популярный итальянский автомобильный журнал Quattroruote в 1975 г.: “Приключения окончились. Автомобили и мотоцикл вели себя отлично. На протяжении 11 тыс. км, из которых больше 7 составляли дороги по пескам, они оставались надежными спутниками. Маленькие неприятности стали невысокой платой за такой маршрут”.
После возвращения из Африки к Марторелли уже стояла очередь из желающих купить такую надежную технику. В те времена в Италии мало было мотоциклов, способных проехать 11 тыс. км по Сахаре! Да еще и без единой поломки, не считая спиц.
Среди клиентов Martorelli был и знаменитый певец и актер Адриано Челентано. Он частенько заезжал к Марторелли и был наслышан про этот героический пробег. Адриано, как страстный поклонник мотоциклов, тут же захотел такую надежную технику. Да и режиссеры его картин не прочь были снимать этот мотоцикл в своих фильмах. К слову, после пробега Марторелли и фильмов с Челентано, имидж у “Днепра” в Италии был как у техники для респектабельных людей.
Как сообщил Филиппо Марторелли, Челентано был не единственным “звездным” клиентом. На “Днепре” ездили и другие итальянские знаменитости – Майк Бонджорно, Джонни Дорелли и др. Вот так создавался этот миф.
По признанию Филлипо, его отец до сих пор хранит в гараже тот самый красный “Днепр-МТ-9”, и вот удивительно, он и сейчас на ходу. 86-летний Луиджи периодически на нем ездит!
Удивительно, но Луиджи Марторелли не одинок в такой привязанности к украинской марке “Днепр”. На Международной странице фанов КМЗ “Днепр” удалось отыскать человека, который в 1976 г. приобрел себе “Днепр-МТ-9” в Австралии. Мистер Грег Коултис – ныне уже пенсионер, но до сих пор иногда ездит на 41-летнем красном “Днепре” на различные мотофестивали. А в далеком 1976 г. он носился на нем по австралийским пустыням, разгоняя кенгуру. По его словам, купить “Днепр” он решил после того, как местный дилер устроил пробег через австралийскую пустыню Виктория, где “Днепр” показал себя очень хорошо.
Не каждый мотоцикл проедет пустыню Сахара и Виктория, а украинский “Днепр” это смог. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)