ЧАО “АвтоКрАЗ” (Кременчуг Полтавской обл.), единственный украинский производитель большегрузных автомобилей, в 2018 г. планирует увеличить выпуск и реализацию автомобилей до 1,2 тыс. ед., тогда как в 2017 г. выпустило 629 и реализовало 677 ед. автотехники, сообщается в финансовом отчете предприятия за 2017 г.
Согласно документу, увеличить выпуск и продажи автотехники планируется за счет удержания позиций на внутреннем рынке и увеличения заказов на экспорт.
Основным рынком сбыта останется внутренний, куда планируется поставить около 800 автомобилей или 66% в объеме реализации. Долю поставок на экспорт предполагается нарастить до 34% по сравнению с 19% в 2017 г.
В украинских поставках на текущий год, как ожидается, 41% составят заказы для госструктур, а поставки для коммунальных предприятий планируется нарастить в четыре раза.
Согласно отчету, в 2018 г. АвтоКрАЗ намерен продолжить работу по адаптации силовых агрегатов экологического уровня Евро-6, созданию перспективных моделей техники. При этом основное внимание будет уделено расширению линеек спецтехники для армии и компактных грузовиков для коммунальщиков.
В числе факторов, которые могут препятствовать выполнению планов, в компании называют, в частности, дальнейший рост валютных курсов и как, следствие, рост цен на материальные ресурсы и удорожание себестоимости продукции (в 2017 г. этот фактор привел к росту цен на материалы на 31%, комплектующих – на 16%).
Кроме того, в числе неблагоприятных возможных факторов – снижение цен у конкурентов, значительный износ основных средств компании, углубление экономического кризиса в стране, отток кадров за границу.
Главными конкурентами АвтоКрАЗа являются автомобили производителей стран ближнего зарубежья (МАЗ, КАМАЗ, “Урал”), которые находятся в одной стратегической группе с “КрАЗами” по соотношению цена/качество.
Помимо этого, в числе конкурентов на рынках стран Азии и Африки – грузовики китайских, корейских и индийских производителей.
В то же время, как отмечается в документе, такие западные производители, как Daimler AG (Mercedes, Freightliner, Mitsubishi, Western Star), Scania, Iveco, MAN, DAF, а также американские, японские и южнокорейские фирмы, основными рынками сбыта для которых была Западная Европа, Япония и Северная Америка, в последние годы из-за резкого падения спроса на этих рынках вынуждены искать новые рынки в Юго-Восточной Азии, Восточной Европе, странах СНГ и Африки, т. е. там, где традиционно сильны позиции АвтоКрАЗа.
По информации компании, в 2017 г. из выпущенных 629 автомобилей на долю бортовых авто пришлось 43%, автомобильных шасси – 35%, тягачей – 19%, самосвалов – 3%.
Основными потребителями техники в Украине в 2017 г. были силовые структуры, нефтегазовый и коммунальный сектора. За рубежом основные страны-импортеры – Грузия, Казахстан. Туркменистан, страны Африки (Нигерия, Египет, Мали, Эфиопия) и Ближнего Востока (ОАЭ, Иран). При этом объем поставок украинским заказчикам удалось нарастить на 50% к 2016 г.
В то же время компания напоминает, что до 2013 г. основным рынком сбыта была Россия, куда поставлялось более 50% реализованной продукции, а в 2013-2015 гг. эта доля сократилась до 10%.
Цены на автотехнику зависят от конкретной модели, но среднереализационная цена наиболее популярных – бортовых авто, по информации АвтоКрАЗа, составила $51 тыс. (без НДС).
Выручка от реализации авто за 2017 г. составила 945 млн. грн. (90% общего объема реализации). Помимо этого, реализованы запчасти на 64 млн. грн. (6% реализации), продукция литейного производства на 23 млн. грн. (2%), другая продукция и услуги на 16 млн. грн.
Компания в 2017 г. заключила около 479 новых договоров и допсоглашений на поставку автомобилей и запчастей. Не выполнено из-за загрузки производства 59 договоров более чем на 546 млн. грн.
АвтоКрАЗ в отчете также скорректировал величину полученного в 2017 г. чистого убытка: он составил 89,73 млн. грн. (согласно обнародованным компанией предварительным данным – 235,6 млн. грн.), что в 2,1 раза меньше аналогичного показателя 2016 г.
Чистый доход составил 1048 млн. грн. – на 15% меньше.
АвтоКрАЗ – известный на мировом рынке украинский производитель грузовой техники. Выпускает 33 базовые модели, более 260 модификаций и комплектаций автомобильной техники “КрАЗ”, в том числе, в интересах ВС Украины.
Компания входит в финансово-промышленную группу нардепа Константина Жеваго. (Укррудпром/Машиностроение Украины и мира)