Auto-Consulting уже писал о том, что совсем скоро автомобильные дилеры и автосалоны могут оказаться не у дел. И этот тренд продолжает набирать обороты. Машины уже вовсю продают через Интернет, безо всяких выставочных залов и традиционных автосалонов. Одним нажатием кнопки.
Автомобили становятся все ближе к гаджетам. И речь не только об электрокарах и автономных беспилотниках. Хотя, именно они больше всего подогревают ситуацию. Так же, как и гаджеты, машины сегодня продаются в Интернет-магазинах.
Компания KPMG Global Automotive Executive Survey в этом году провела исследование в Великобритании. Оказалось, что британские представители автобизнеса прогнозируют, что почти половина всех дилерских автомобильных салонов исчезнет менее чем через десять лет. И это при том, что процент покупок автомобилей онлайн в Англии пока незначительный. Тем не менее, факт остается фактом: сегодня более 80% покупателей автомобилей предпочитают проводить свои исследования в Интернете до того, как они войдут в двери автосалона.
Для многих дилеров электрические и автономные автомобили, а также онлайн-торговля могут стать более разрушительными, чем брексит. По мнению 75% из 907 опрошенных KPMG руководителей британского автобизнеса, среди которых были генеральные директора, президенты и председатели правления, нашествие онлайн-продаж переживут те дилеры, которые имеют мощный сервис (СТО) или мощности по продаже автомобилей с пробегом. И чем ближе мы будем приближаться к повсеместному использованию автономных автомобилей, тем больше будет внедряться именно такая модель автомобильного бизнеса.
И это не только британский тренд. Год назад международный автомобильный холдинг “Атлант-М” запустил сервис продажи автомобилей онлайн. Толчком к этому стало исследование Google и Nielsen “Онлайн путь к покупке автомобиля”. По его данным 94% покупателей используют интернет при выборе и покупке автомобиля. В среднем они тратят на поиск необходимой информации онлайн 8 часов и 21 минуту, делая 51 поисковой запрос и посещая 14 различных сайтов. В офлайн-шоурум клиенты все чаще приходят лишь с целью оформить сделку купли-продажи, уже заранее сделав конкретный выбор – какой автомобиль и где приобрести – в Интернете.
В то же время, по данным исследование Google и Nielsen, традиционные для автобизнеса точки контакта (визит в офлайн-автоцентр, тест-драйв) стремительно теряют свой вес и значимость.
Онлайн-модель имеет еще и то преимущество, что для строительства автосалонов в регионах необходимы многомиллионные инвестиции. Срок их окупаемости свыше 10 лет, либо вообще никогда. А Интернет приходит туда практически бесплатно.
В то же время, растущий спрос на автономные и электромобили создает конкуренцию такой бизнес-сфере, как обслуживание авто. Развитие каршеринга может привести к падению спроса на личный транспорт. И, так называемая диджитализация, в том числе внедрение онлайн-продаж со стороны производителей автомобилей, ставит под угрозу сохранение привычной дилерской точки продаж в существующем виде.
Поэтому, в “Атлант-М” считают, что оставаясь в рамках физических зданий, в какой-то момент автосалоны могут превратиться в обычные пункты выдачи товаров. А остальные marketing and sales (M&S) активности заберет либо производитель, либо какой-то онлайн-агрегатор. К примеру, компания Tesla изначально строит свой бизнес без посредников, коими являются импортеры и дилеры. Также уже есть примеры, когда производители автомобилей заключают контракты и продают свою продукцию через онлайн-ритейлеров – Amazon, AliExpress и др.
В онлайн-автоцентре “Атлант-М” реализована полная автоматизация процесса выбора и оформления покупки автомобиля. То есть, клиент может самостоятельно пройти все этапы покупки, работая с тем же контентом (склад, цены), что и продавец в офлайн-шоуруме. Менеджер-консультант подключается к сделке только на этапе доставки товара. В онлайн-автоцентре доступны автомобили Volkswagen, Mazda, Ford и Kia.
Пока онлайн-продажи в “Атлант-М” оказываются более дорогими, ведь помимо обычных офлайн-расходов, которые остаются, возникают дополнительные. Это, в первую очередь – на доставку и онлайн-оплату. В целом же, e-commerce (в сравнении с офлайном) в перспективе при расширении операционного масштаба позволит снижать дилерскую маржу и конечную стоимость автомобилей для клиентов.
По-максимуму стараются перейти на Интернет-торговлю в Индии. Все новинки здесь тщательно отснимают в 3D фото и видео, снабжают комментариями и ссылками на тест-драйвы. Клиентам остается только сделать предзаказ на сайте, приехать и забрать уже оплаченный автомобиль.
Интересно, что в Китае, где, казалось бы, все давно оцифровано, пока не собираются полностью переходить на интернет-продажи автомобилей. Здесь пытаются продавать машины, почти как сигареты, из автоматов – больших многоэтажных стеклянных автосалонов. Потенциальный покупатель вносит задаток, и автомат выдает ему машину для тест-драйва, который может длиться несколько дней. После этого, машина либо выкупается, либо – возвращается в автосалон. Но предварительный выбор автомобиля в автомобильном “автомате”, естественно происходит в Интернете.
А по поводу полного перехода автобизнеса в онлайн-торговлю – пока большой вопрос. И не только у нас в стране. Ведь не смотря на огромное количество Интернет-магазинов, большие супермаркеты электроники остались. И продолжают успешно работать. Увидеть товар живьем, подержать его в руках, а в случае с автомобилем – еще и поездить – большое дело.
Что интересно, буквально на днях в Киеве представили самый доступный электромобиль на украинском рынке – Rover Quick 2000. Реализовывать новые электромобили дистрибуторская компания планирует через сеть магазинов “Алло”, а сервисным обслуживанием займется одна из сетей автомобильный операторов с покрытием во всех городах Украины.
В “Атлант-М” считают, что наиболее популярным в ближайшие 5-10 лет будет смешанный формат, где есть и онлайн-продажи, и офлайн-шоурумы.
Уже сейчас многие производители изменяют архитектурные требования к зданиям дилерских центров. Все чаще в этих регламентах встречаются такие слова, как digital и диджитализация. У отдельных марок есть концепции digital store, т. е. небольших магазинов (около 100-150 кв. м) в торговых центрах, где представлена 1-2 модели, а все остальные продукты и сервисы предлагается приобретать через планшеты и цифровые панели.
Это подтверждают и британцы. Автомобильная промышленность устойчива и способна адаптироваться к изменениям, а физические представительства являются, и будут оставаться, центральной частью процесса продажи автомобилей. Несмотря на то, что сильное присутствие в Интернете имеет важное значение на сегодняшнем рынке, салоны продолжают играть ключевую роль, особенно в закрытии продаж и удержании клиентов. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)