В 2020-м продажи электромобилей росли настолько быстро, а электрические технологии развивались так стремительно, что стали понятны конкретные цифры. А именно: в каких странах, в каком году и в каких классах электрокары сравняются по цене с автомобилями с ДВС. Auto-Consulting выяснил все подробности.
Auto-Consulting уже рассказывал о том, что стремясь поскорее очистить воздух, многие города и регионы в разных странах самостоятельно объявили себя зонами с низким и нулевым уровнем выбросов. На сегодняшний день на местном уровне это сделали уже более 300 городов. Даже во Львове уже объявили дату запрета въезда транспорта с ДВС в центр города.
Поэтому, вполне логично, что по данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), в четвертом квартале 2020 г. почти каждый шестой легковой автомобиль, зарегистрированный в Европейском союзе, был электромобилем (16,5%). В течение четвертого квартала регистрация электромобилей (ECV) в ЕС подскочила со 130992 единиц в 2019 г. до почти 0,5 млн. (+ 262,8%), впервые превысив объем продаж гибридных электромобилей. Рост регистраций электромобилей с аккумуляторными батареями (BEV) и подключаемых гибридов (PHEV) вырос, соответственно, на 216,9% и 331,0%. И в значительной степени он был вызван правительственными стимулами для автомобилей с низким и нулевым уровнем выбросов. Не случайно, самые большие успехи зафиксировали в странах с самыми щедрыми стимулами. Например, в Германии количество регистраций BEV увеличилось более чем на 500% в последнем квартале 2020 г.
В целом, по данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), продажи электрических и гибридных автомобилей на территории Евросоюза в прошлом году почти утроились, и составили более 1 млн. машин. А объем продаж таких автомобилей составил более 10% от общего числа транспортных средств, реализованных в регионе за 2020 г.
Но даже несмотря на щедрые государственные стимулы, которые делают электрокары доступнее, они все еще дороже аналогичных моделей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Когда же наступит равноправие?
Как оказалось, вычислить это научным путем не так уж сложно. Вездесущий Bloomberg NEF в отчете New Energy Outlook 2020 и корейский исследовательский институт управления KEPCO вывели прямую зависимость между страной, преобладающим в ней классом автомобилей и датой выравнивания цен. Все очень просто: чем дороже сопоставимый по классу автомобиль с ДВС, тем быстрее у него появится равный по цене эквивалент на электротяге.
Вот, как все будет (на основе прогноза). Ожидается, что в Соединенных Штатах Америки и Австралии уже в следующем году большие электромобили и внедорожники достигнут цен, аналогичных авто с ДВС. А малые и средние электромобили здесь, как прогнозируется, получат ценовую конкурентоспособность в 2024 г.
В Южной Корее электрические внедорожники станут конкурентоспособными по цене с автомобилями с ДВС с 2023 г. Автомобили среднего размера – с 2024 г., а маленькие авто А и В классов – с 2026 г.
В Европе подобный паритет цен установится в 2022-2027 гг. В Китае – 2023-2029 гг., прогнозирует южнокорейский институт.
Ожидается, что в Японии цены на электромобили среднего класса снизятся до конкурентоспособного уровня только после 2025 г. В отличие от других стран, небольшие электрокары здесь станут конкурентоспособными по цене, только после 2030 г., из-за низкой стоимости в стране малолитражек с ДВС.
Ожидается также, что к 2030 г. мировые продажи электромобилей вырастут более, чем в 10 раз до 25,8 млн. единиц в год. Для сравнения: в 2019 г. было куплено 2,1 млн. электрокаров.
Но есть и не менее интересные цифры. Немецкое издание Clean Energy Wire опубликовало результаты опроса, проведенного объединением VKU научно-исследовательского института Civey. 10000 немецких автомобилистов задали вопрос, при каких обстоятельствах электромобиль станет их следующей машиной. Как это ни парадоксально, но 39% немецких водителей заявили, что “не станут покупать электромобиль ни при каких обстоятельствах”. В то же время, 4% сказали, что их уже убедили стать владельцем электрической машины.
В отдельном опросе, проведенном Civey в прошлом году, 64% владельцев водительских прав в Германии заявили, что подумают о покупке электромобиля. Еще 11% респондентов сказали, что активно планируют покупку электромобиля.
Среди причин, которые могли бы ускорить принятие положительного решения о покупке электромобиля, около 38% водителей заявили, что это – увеличение запаса хода. 31,4% – что необходимо большее количество общественных зарядных станций. И 35,8% – назвали более низкие цены на электрокары.
На самом деле, в конечном итоге, даже нежелание многих автомобилистов пересесть за руль электрокара, может способствовать снижению стоимости электромобилей. Таким образом (хорошими ценами) будут привлекать староверов – поклонников авто с ДВС.
Не исключено, что одним из факторов, который может удешевить электрокары еще быстрее, чем прогнозируется, может стать дефицит зарядных станций. Он есть не только в Украине, но и во всем мире. Снижение цены, в данном случае, может стать некоей компенсацией за временные неудобства. В ЕС они точно будут временными, поскольку на создание зарядной инфраструктуры направлены серьезные силы и огромные средства.
На сегодняшний день в Европе насчитывается 213 000 общественных пунктов зарядки электромобилей. Только 14% из них являются устройствами быстрой зарядки, что значительно ниже целевого показателя. Таким образом, требуется 13-кратное увеличение, чтобы удовлетворить амбиции Европейской комиссии по установке 3 млн. общедоступных зарядных станций к 2030 г.
Исследование показывает, что для создания общественной инфраструктуры зарядки необходимы 20 млрд. евро, и 60 млрд. евро – для частной. Дополнительные 25 млрд. евро потребуются, чтобы распределительные сети могли поддерживать развертывание зарядной инфраструктуры.
Несмотря на все сложности, по совместному прогнозу Eurelectric и EY, ожидается 24-кратное увеличение электрификации автопарков к 2030 г. Он составит 10,8 млн. электромобилей. К тому времени автобусный сегмент будет электрифицирован на 42% парка, за ним последуют сегменты легковых автомобилей и фургонов, которые будут электрифицированы на 17,5% и 12% соответственно.
Конечно, в этих прогнозах нельзя исключать неожиданностей, которые не просто сместят, а приблизят указанные даты. Ведь технологии с каждым годом развиваются все стремительнее. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)