10 февраля компания Boom Supersonic провела очередные испытания прототипа сверхзвукового самолета XB-1. Он трижды преодолел звуковой барьер без привычного всем звукового удара. Это явление обычно наблюдается на скорости 1,1-1,3 Маха и когда-то стало причиной запрета полетов гражданских сверхзвуковых самолетов над территорией США. Разработчикам XB-1 удалось устранить этот эффект, что открывает перспективы для возрождения гражданских сверхзвуковых перелетов.
Летные испытания XB-1 начались в марте 2024 г., а преодоление звукового барьера впервые состоялось в январе 2025 г. Разработчик постепенно увеличивал нагрузку на самолет, оценивая влияние аэродинамики на его конструкцию. Полет 10 февраля стал вторым, в ходе которого XB-1 преодолел 1 Мах. На этот раз на земле были установлены микрофоны, предназначенные для фиксации шума при преодолении звукового барьера. Ни один из микрофонов не зафиксировал акустического удара, несмотря на то, что XB-1 трижды прошел звуковой барьер.
“Мы преодолели звуковой барьер не один раз, не два, а целых три раза – и каждый раз без слышимого звукового удара, – сообщил генеральный директор Boom Блейк Шолл. – Речь идет о том, как именно вы управляете самолетом”.
Этот момент требует пояснения. Самолет действительно произвел акустический удар, но его не было слышно на земле благодаря особым атмосферным условиям. Еще в 2012 г. американские военные во время испытаний F-18 выяснили, что при определенных перепадах температуры и давления в атмосфере формируются восходящие потоки воздуха, создающие барьер отсечки. Этот воздушный слой отражает звук акустического удара вверх, предотвращая его распространение к поверхности земли.
Задача разработчиков XB-1 и будущего пассажирского сверхзвукового лайнера состоит в том, чтобы бортовое оборудование самолета могло обнаруживать такие явления и разрешать преодоление звукового барьера только на оптимальной высоте. В Boom Supersonic называют этот режим “безударного круиза” (boomless cruise).
Ожидается, что гражданский лайнер Overture (рассчитанный на 64 пассажира) будет использовать boomless cruise при достижении высоты 10 000 м, преодолевая звуковой барьер без слышимого шума на земле. Однако он все же будет громче, чем обычные дозвуковые самолеты. Именно поэтому в последние годы ученые, инженеры и предприниматели обращаются в Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) с просьбой пересмотреть нормы звукового загрязнения в небе над Америкой. Они предлагают не запрещать гражданский сверхзвук, а определить допустимые уровни шума.
Overture будет летать на скорости 1,7 Маха, что почти вдвое сократит время перелетов, что особенно важно для дальних маршрутов. Прототип XB-1 уже доказал свою способность летать в “тихом” режиме даже при преодолении звукового барьера. Пассажирский Overture унаследует эти технологии.
На данный момент компания Boom Supersonic завершает разработку самолета Overture и ожидает, что к марту 2025 г. будет завершена работа над его двигателями (их создает консорциум отраслевых компаний). Через 18 месяцев планируется начать сборку первого прототипа Overture, а его производство должно быть завершено в течение трех лет. (3dnews.ru)