Китайская государственная верфь Jiangnan Shipyard разрабатывает проект первого в мире контейнеровоза на ториевом реакторе вместимостью 25 тыс. контейнеров, сообщил заместитель гендиректора компании Линь Циншан на полях выставки Marintec China в Шанхае, передает South China Morning Post.
По словам Линя, строительство может начаться примерно через десять лет – к 2035 г. Компания также рассматривает создание отдельной производственной площадки для судов с ядерными энергетическими установками.
Проект предполагает использование жидкосолевого ториевого реактора (TMSR) мощностью около 200 МВт и сроком службы порядка 40 лет. Этот тип относится к реакторам нового поколения и отличается высоким температурным режимом, низким давлением и пассивными системами безопасности.
В декабре 2023 г. Jiangnan, входящая в China State Shipbuilding Corporation (CSSC), представила проект атомного контейнеровоза на 24 тыс. TEU – KUN-24AP. Он получил одобрение в принципе от классификационного общества DNV и был представлен как судно с “практически нулевыми” эксплуатационными выбросами.
Материалы по проекту описывают полностью электрическую систему движения, размещение реактора в защищенном отсеке, резервирование питания и модульную схему обслуживания с заменой реакторного блока каждые 15-20 лет. Среди мер безопасности указаны низкое давление в контуре, быстрое затвердевание топливной соли при возможной утечке и система аварийного слива топлива из активной зоны.
В 2025 г. инженеры Jiangnan представили вариант интеграции аналогичного ториевого реактора мощностью 200 МВт в контейнеровоз на 14 тыс. TEU. Он рассматривался как возможная основа для будущего коммерческого флота на ядерной тяге в контексте достижения целей Международной морской организации по сокращению выбросов.
Новый проект на 25 тыс. контейнеров расширяет эту технологическую линию. Хотя полных характеристик пока нет, Jiangnan заявляет о масштабируемости платформы и ожидает, что спрос появится по мере развития нормативной и страховой базы для атомных судов.
CSSC на выставке отметила, что разработка судов с ядерными энергетическими установками становится одним из направлений развития группы наряду с крупнотоннажными круизными судами и глубоководными платформами.
Jiangnan Shipyard, основанная в 1865 г. и расположенная на острове Чаньсин, остается одной из наиболее технологичных верфей Китая и строит как военные корабли, так и крупные коммерческие суда.
Если проект будет запущен в обозначенные сроки, он станет одной из наиболее масштабных попыток внедрения технологий ядерной энергетики нового поколения в коммерческое судоходство. Пока же он остается долгосрочной инициативой и зависит от нормативных решений, финансирования и международного признания атомных торговых судов.
Жидкосолевые ториевые реакторы (TMSR) относятся к перспективным ядерным установкам благодаря низкому давлению в контуре, высокой температурной эффективности и пассивным системам безопасности. Их внедрение рассматривается как возможный путь к снижению выбросов в дальних морских перевозках. (portnews.ru)
