Компания “Боинг” объявила, что устройства для внедрения комплексных усовершенствований, которые обеспечат дополнительные меры безопасности для ионно-литиевых аккумуляторных батарей реактивных лайнеров 787 уже в производстве и будут готовы к первичной установке в течение следующих нескольких недель. Новые защитные контейнеры для аккумуляторных батарей 787 также уже находятся в производстве и будут установлены на самолеты в ближайшие недели.
Данные усовершенствования, которые продолжают проходить тщательные испытания, позволят операторам возобновить коммерческие полеты их парков 787 сразу после завершения испытаний и получения окончательного одобрения от Федерального авиационного управления США (FAA), а также других международных авиационных властей.
Усовершенствования включают повышение требований к процессу производства и испытаний, улучшение конструкции аккумуляторной батареи и внедрение нового защитного контейнера.
“Как только мы завершим испытания и получим одобрение от властей, мы сосредоточимся на оказании поддержки нашим заказчикам при внедрении этих новшеств, а также начнем процесс возвращения в эксплуатацию их самолетов 787, – заявил Рэй Коннер, президент и генеральный менеджер “Боинг – Гражданские самолеты”. – Пассажиры могут быть уверены в том, что мы произвели тщательнейший анализ установки аккумуляторных батарей и внедрили ряд усовершенствований, которые на наш взгляд сделают систему еще безопаснее и надежней”. Изменения системы касаются усовершенствования самого аккумулятора, его зарядного устройства и конструктивной обвязки. Ранее FAA был одобрен план сертификации, который предполагает проведение ряда отдельных испытаний подтверждающих, что усовершенствования аккумуляторной батареи позволят предотвратить возникновение ситуаций, из-за которых была выпущена Директива летной годности, повлекшая приостановку эксплуатации 787.
Модернизированная система аккумуляторных батарей сможет нейтрализовать факторы, которые, по мнению инженеров “Боинг”, могли стать причиной отказа. Кроме того, выводы наших инженеров были подтверждены группой независимых экспертов в области ионно-литиевых аккумуляторных батарей, которые работают в различных отраслях, университетах и национальных лабораториях.
“Мы разработали ряд комплексных решений, которые повысили уровень безопасности аккумуляторных батарей, – сказал Майк Синнетт, вице-президент и главный инженер программы 787. – Мы нашли различные способы повысить безопасность системы, и они не останутся без внимания. Мы внедряем их в наши процессы и продукцию”.
Первый уровень усовершенствований внедряется в процессе производства аккумуляторных батарей в Японии. “Боинг” совместно с компанией Thales, разработчиком систем электропитания и компанией GS Yuasa, производителем аккумуляторных батарей, разработали и ввели более строгие стандарты производства и проведения испытаний, чтобы максимально снизить вероятность отклонений в производстве отдельных элементов, а также аккумуляторной батареи в целом. “Все мы теперь более четко понимаем, насколько эта технология чувствительна к отклонениям, возникающим в процессе производства, – сказал Синнетт. – Мы все осознаем необходимость усиления контроля процесса производства на постоянной основе”. Для контроля производства элементов теперь существует 10 различных испытаний, четыре из которых новые или обновленные. Каждый элемент будет проходить более жесткие испытания в течение месяца с момента его производства, включая 14-дневное испытание, в ходе которого каждый час замеряется скорость разряда аккумулятора. Эти новые процедуры выполняются с начала февраля и процесс испытания первой партии элементов уже завершен. Каждая аккумуляторная батарея должна пройти более 12 производственных приемочных испытаний. Кроме того, “Боинг” и компании Thales и GS Yuasa приняли решение изменить допустимый уровень заряда аккумулятора, снизив максимально допустимый уровень заряда и повысив минимально допустимый уровень разряда. Две части системы – блок контроля аккумулятора и зарядное устройство были модернизированы в соответствии с новым, более узким диапазоном. Обеспечив более щадящий процесс зарядки путем перенастройки зарядного устройства, будет снижена нагрузка на аккумулятор.
Модификация аккумуляторной батареи поможет сократить вероятность возникновения сбоя, а также исключить его влияние на остальные части аккумулятора, если сбой все же произойдет.
Чтобы улучшить изоляцию между элементами аккумуляторной батареи, а также между элементами и корпусом, будут применены два дополнительных типа изоляции. Каждый элемент аккумуляторной батареи будет обмотан электроизоляционным материалом, чтобы обеспечить отсутствие контакта между элементами и корпусом даже в случае возникновения сбоя. Электро- и термоизоляция устанавливается над, под и между элементами, чтобы предотвратить тепловое воздействие одного элемента на другой.
Внутри аккумуляторной батареи будут использоваться новые высококачественные провода и оплетка с повышенной устойчивостью к тепловому воздействию и истиранию, а также новый крепеж металлических пластин, которые соединяют все восемь элементов аккумулятора. Эти крепежи оснащены фиксирующим устройством. И наконец, будут произведены ряд изменений конструкции корпуса, где размещаются элементы, а также блока управления аккумулятора. Небольшие отверстия в нижней части обеспечат дренаж конденсата, а более крупные отверстия по бокам обеспечат вентиляцию поврежденного элемента аккумулятора, сократив воздействие на остальные его части.
“Чтобы помочь нашим заказчикам возобновить полеты 787 в кратчайшие сроки, мы соблюдаем все протоколы необходимые для полного одобрения и корректной установки новой конструкции аккумулятора. Мы одновременно начинаем работу по возобновлению поставок, но завершение процесса сертификации и возвращение в небо уже эксплуатируемых самолетов является нашей первоочередной задачей, – заявил Коннер. – Наши заказчики и их пассажиры проявили невероятное терпение в течение всего периода, пока мы работали над разрешением ситуации, и мы искренне благодарны им за их непрерывную поддержку и веру в 787.
Концепция максимальной электрификации 787 обеспечивает существенную выгоду не только авиакомпаниям, но и всей отрасли. Сокращая потребление топлива, мы снижаем уровень вредного воздействия на окружающую среду. Применяемые нами аккумуляторные технологии являются важной составляющей расширенной электрической архитектуры, которая за весь период существования этой программы 787 позволит сократить расход топлива более чем на 10 млрд. галлонов.
Новые технологии требуют дополнительных усилий и напряженной работы, но их преимущества очевидны”. (Портал машиностроения/Машиностроение Украины, СНГ, мира)