Корпорация Caterpillar Inc. выпускает широкий ассортимент строительного и горнодобывающего оборудования, а также дизельные двигатели и энергетическое оборудование. Выручка компании в 2010 г. достигла $42,6 млрд., чистая прибыль – $2,7 млрд. Частью стратегии Caterpillar до 2015 г. является усиление присутствия на рынке горнодобывающего оборудования.
В октябре 2011 г. Caterpillar Inc. пустила в эксплуатацию на своем заводе в Тосно (Ленинградская обл., Россия) линию по сборке карьерных самосвалов модели 773Е грузоподъемностью 55 т. На предприятии предполагается осуществлять сборку шасси, сварку рамы, окраску, а также испытания; кузова будут собираться на филиале завода Caterpillar в Новосибирске.
Остальные узлы и комплектующие, в том числе двигатели и коробки передач, будут поставляться с различных заводов корпорации в Европе и США – в ближайшее время компания не планирует локализовывать их производство в России. Окончательную сборку самосвалов дилер Caterpillar (российское подразделение германского концерна Zeppelin) будет осуществлять уже у заказчиков. Максимальная мощность составит 300 шасси в год. Как заявил представитель Caterpillar С. Уиннинг, решение о развертывании производства шасси самосвала 773E в Тосно было продиктовано чисто коммерческими соображениями; его целью было приближение к потенциальным покупателям. Совокупные капиталовложения американского гиганта строительного машиностроения в завод под Санкт-Петербургом, начиная с 2000 г., составили $100 млн., а в новую линию было инвестировано еще $10 млн.
В 2012 г. в России планируется выпустить 100 карьерных самосвалов, все они законтрактованы. В перспективе годовое производство шасси и рам модели 773Е планируется увеличить в три раза. Штат сотрудников завода будет увеличен на 100 человек – до 500.
В настоящее время на заводе Caterpillar в Тосно собирают две модели большегрузных экскаваторов – производство первой из них массой 27 т началось еще в 2008 г., второй массой 36 т – в январе 2011 г. Среди узлов и комплектующих для экскаваторов непосредственно в России производятся стрелы, звенья гусениц и пр. Согласно данным Caterpillar, мощность производства составляет около 2 тыс. экскаваторов в год.
Компания начала работать в России в 1994 г. в рамках СП с “Кировским заводом”, в 2000 г. Caterpillar открыла собственный завод в России, который изначально выпускал комплектующие для сборочных предприятий в Западной Европе.
Стоимость самосвала 773E в среднем составляет $700 тыс., однако она может значительно варьироваться в зависимости от дилера, степени кастомизации и других факторов; для России отпускная цена будет всегда выше этой цифры.
В настоящее время основным производителем карьерных самосвалов на территории СНГ является белорусский завод “БелАЗ”, который контролирует около 70% российского рынка. Представители Caterpillar подчеркивают, что ранее ни один иностранный производитель не запустил в России сборку карьерных самосвалов и завод в Тосно – первый подобный проект.
Эксперты активно рассматривают перспективы усиления конкурентной борьбы на российском рынке между Caterpillar и “БелАЗом”, так как отпускная цена белорусской техники существенно ниже, однако американская компания обеспечивает более длительные сроки службы своей техники и меньшую стоимость эксплуатации, что создает экономические преимущества в долгосрочной перспективе.
Карьерные самосвалы западных компаний (Caterpillar, Liebherr, Terex, Hitachi или Komatsu) в России могут покупать только крупные фирмы, располагающие крупными финансовыми ресурсами. Относительно небольшие российские компании все равно будут покупать “БелАЗы”, поскольку не смогут получить долгосрочный кредит на покупку иностранной техники под приемлемые проценты.
В августе 2011 г. сообщалось, что южноафриканская компания Bell Equipment планирует начать сборку карьерных самосвалов на заводе “Дормаш” (Верхний Уфалей Челябинской обл.), но сроки начала производства пока не определены.
По оценкам экспертов, на данный момент объем российского рынка карьерных самосвалов составляет 1,5-1,7 тыс. машин в год, и Caterpillar с запуском нового производства может рассчитывать примерно на 15-20% рынка, поскольку будет выпускать наиболее востребованные сейчас машины – средней грузоподъемности. Между тем “БелАЗ” сохранит доминирующее положение на российском рынке карьерных самосвалов, однако среди машин грузоподъемностью 30-60 т его доля будет плавно снижаться из-за конкуренции с зарубежными производителями, такими как Caterpillar, Terex и Volvo СЕ.
В то же время аналитики предсказывают, что скоро РФ потребуются тысячи карьерных самосвалов в связи с планами начать разработку залежей угля открытым способом, а также из-за неизбежного перехода к добыче золота от традиционной промывки к горнорудным технологиям. Разумеется, все эти проекты будут реализовываться в суровом климате при стремлении максимально быстро окупить затраты.
В целом мировой спрос на карьерные самосвалы в ближайшие несколько лет будет быстро расти, поскольку горнорудные компании активно закупают новую технику, но рост может замедлиться в связи с общей нестабильностью в мировой экономике.
В 2010 г. Caterpillar Inc. объявила о планах расширения присутствия на рынках Азии. В настоящее время в КНР действуют 16 заводов компании, еще девять – в процессе строительства.
Компании Caterpillar и ERA Mining Machinery Limited (КНР) объявили о предварительно сделанном американской стороной предложении о приобретении указанной китайской фирмы через свою дочернюю компанию. ERA проектирует, производит, продает и осуществляет техническое обслуживание горного оборудования, занятого на угольных шахтах КНР, через собственное дочернее предприятие Zhengzhou Siwei Mechanical & Electrical Equipment Manufacturing, также известное как Siwei.
Caterpillar объявила о планах по строительству нового завода в Батами (Индонезия), который будет заниматься производством самосвалов и гусеничных машин для горнодобывающей промышленности. Компания планирует вложить около $150 млн. в производство, которое должно вступить в эксплуатацию в 2012 г., а выпуск первого самосвала запланирован на 2013 г. Это будет уже второе предприятие компании в Индонезии. Первое было открыто в 1982 г. и занимается производством экскаваторов и погрузчиков.
Кроме того, компания планирует вложить $300 млн. в завод в округе Декатур (шт. Джорджия), где производство начнется в 2016 г.
В 2011 г. Caterpillar расширила мощности ряда заводов в Бразилии, в частности в Пирасикабе, где производятся землеройные машины, и в Лимпу-Ларгу (шт. Парана), на 50 тыс. кв. м, на которые из-за возросшего спроса из Пирасикабы переносится производство погрузчиков типа “обратная лопата” и малогабаритных колесных погрузчиков. Производство начнется в текущем году с увеличения штата работающих на 1 тыс. Инвестиции в оба проекта составили $180 млн. в течение 2010-2011 гг.
Недавно корпорация Caterpillar объявила о завершении сделки по покупке моторостроительной компании MWM Holding GmbH (MWM, Германия) на сумму примерно $800 млн. после получения решения об ее одобрении Европейской комиссией.
Германская фирма является одним из ведущих продуцентов электрогенераторов и двигателей, работающих на газовом и альтернативном топливе. Покупка компании позволит “Caterpillar” предложить клиентам новые решения в области энергетики.
MWM станет частью подразделения корпорации по производству электрогенераторов и получит возможность использовать всю дилерскую сеть Caterpillar. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)