Минпромторг заказал разработку двигателя, который позволить морским и речным судам перейти на новый вид топлива – сжиженный природный газ (СПГ). Внедрение новой технологии, как рассчитывают чиновники, позволит снизить затраты на транспортировку на 15%, а также более чем на 20% сократить выброс загрязняющих веществ.
Минпромторг готов потратить на подготовку проектной документации судовой энергетической установки (СЭУ) на сжиженном природном газе 115 млн. руб. В ведомстве поясняют, что природный газ дешевле других видов топлива в 2-5 раз в зависимости от региона поставки, еще одним его важным преимуществом является экологичность.
В результате разработка установки на сжиженном газе позволит снизить себестоимость транспортировки (за счет снижения затрат на энергоносители). А это, в свою очередь, увеличит конкурентоспособность как морских, так и речных судов-газоходов. Новыми силовыми установками планируется оснащаться пассажирские суда на внутригородских линиях, туристические суда, суда портового флота, сухогрузы смешанного плавания и транспортные суда для перевозки СПГ.
Опытный образец судна-газохода на сжатом природном газе есть у ОАО “Северо-западное пароходство”. Исполнители контракта будут, в частности, ориентироваться на информацию, полученную от данной компании.
Кроме того, в работе исполнитель сможет опираться на проект переоборудования теплохода для работы на сжиженном газе, разработанный ОАО “Инженерный центр судостроения”.
В документации к тендеру подчеркивается, что разработка должна быть полностью российского производства. Применение импортных изделий в установке допускается только по согласованию с Минпромторгом.
По словам Андрея Власова, главного инженера проекта ООО “Итари” (эта компания занимается разработкой проектов освоения нефтегазовых месторождений и транспортировки газа, в том числе перспективными морскими нефтегазовыми проектами), на сегодняшний день у судостроителей нет стимулов заниматься строительством судов на сжиженном газе. В отличие от Запада в РФ судостроители не имеют преимуществ по налогам, объясняет он. Кроме того, нет бункеровочной инфраструктуры для обеспечения таких судов топливом.
“Газпрому” создание такой инфраструктуры в принципе интересно, но, так как нет судов на газе, строить ее нет стимулов, – комментирует Власов. – Единственное, что можно поставить в актив, – появление правил Российского морского регистра судоходства по проектированию и постройке судов, использующих природный газ в качестве топлива. С 1 января 2014 г. они должны быть введены в действие”.
При этом эксперт отмечает, что разработать проект судна на газе – не проблема для основных судостроительных проектных бюро. Вопрос лишь в том, кто будет заказчиком.
Как отмечает главный редактор отраслевого портала “Корабел.ру” Николай Ивакин, переход на сжиженный газ экономически и экологически обоснован с учетом возрастающих требований, особенно на Балтике и Северном море. Однако эксперт не уверен, что при текущей неразвитой инфраструктуре для сжиженного газа судовладельцы с энтузиазмом откликнутся на необходимость перехода на новое топливо.
В целом, как заявил глава Минпромторга Денис Мантуров, модернизировать российское судостроение реально, в России для этого имеются компетенции. В качестве примера он привел реализацию ФЦП “Развитие гражданской морской техники”. За первые три года, по его словам, программа была перевыполнена. Было создано 640 производственных технологий мирового уровня и свыше 50 готовых к реализации проектов судов и морской техники.
В конце августа президент России Владимир Путин провел совещание по развитию гражданского судостроения, на котором констатировал, что заказчики приходят на российские судостроительные заводы, но не могут получить гарантий по срокам, качеству и стоимости товара, поэтому обращаются к иностранным производителям. Президент отметил, что необходимо менять текущую ситуацию, а для этого отечественным предприятиям нужно осваивать новые типы судов, которые бы соответствовали мировому уровню. В качестве гарантий сбыта продукции, по его словам, может выступить формируемый портфель заказов крупнейших российских компаний, таких как “Роснефть”, “Газпром” и “Совкомфлот”. До 2030 г., согласно имеющимся данным, компаниям понадобится 512 судов общей стоимостью 6,5 трлн. руб. (ТС ВПК/Машиностроение Украины, СНГ, мира)