В Крыловском государственном научном центре создан концептуальный проект трубоукладочного судна. Как указан в сообщении пресс-службы центра, специалисты центра отмечают, что в связи с большими перспективами строительства морских подводных трубопроводов (МПТ) в России и за рубежом максимальная загрузка таких судов будет обеспечена.
По словам одного из разработчиков проекта, начальника сектора Крыловского ГНЦ Николая Вальдмана, параметры трубоукладчного судна (ТУС) должны выбираться на основе оптимизации как компонентов трубоукладочного комплекса (трубоукладочных судов, вспомогательных судов и береговой базы снабжения), так и отдельных этапов укладки морского подводного трубопровода.
Например, выбор основного параметра ТУС – грузоподъемности, определяемого весом хранящихся на палубе или в трюме труб, зависит от диаметра, толщины и длины труб, количества сварочных постов, грузоподъемности и вылета грузового крана, качки и ледовой прочности судна, а также от грузоподъемности, конструкции и количества судов для перевозки труб и отстояния от береговой базы снабжения (ББС). При этом, особое внимание уделяется технологической безопасности, как укладки, так и эксплуатации МПТ с надлежащей оценкой рисков.
На основе проектных исследований и испытаний моделей в мореходном и ледовом бассейнах обоснован выбор архитектурно-конструктивного типа судна, формы его обводов и состава основного технологического, грузового и энергетического оборудования.
Функции, которые будет выполнять судно-трубоукладчик: укладка обетонированных стальных труб, а также гибких металлопластиковых труб в открытом море на глубинах 20-500 м, в том числе в мелкобитом льду; хранение, подготовка, сварка и укладка стальных труб диаметром до 1220 мм, длиной до 12-24 м, толщиной стенки до 30 мм, рабочим давлением до 25 Мпа; спуск труб, шлангов и кабелей по туннелю, плавно переходящему в стингер, в средней части корпуса для предохранения от воздействия льда; обеспечение скорости хода при волнении – около 12 узлов и во льдах до 5 узлов.
В результате работы над проектом получены следующие характеристики ТУС: класс судна: КМ Arc4 [1] АUT1 ICS DYNPOS-2 EPP HELIDECK WINTERIZATION (-40 град. С), водоизмещение – 81,2 тыс. т, дедвейт – 44,6 тыс. т, длина – 245 м, ширина – 34 м, высота борта – 26 м, осадка – 12 м, скорость хода – 12 узлов, мощность энергетической установки – 48 МВт, автономность – 30 суток, экипаж и персонал – 250 чел., длина стингера – 95 м, скорость укладки трубопроводов – до 3 км/сут.
Технические решения концептуального проекта трубоукладочного судна: дизель-электрическая ЭУ, движители (ВРК) для движения и позиционирования – 3 в носу и в 3 корме. Комбинированная система удержания: система динамического удержания (ВРК – 3 в носу, 3 в корме); система якорного удержания (якорные линии – 6 в носу, 4 в корме); эксплуатация механической установки из ЦПУ без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях; централизованная система управления грузовыми и балластными операциями; система винтеризации и защиты судовых систем, устройств и оборудования от обледенения; повышенная экологическая безопасность; непотопляемость при затоплении двух смежных отсеков; специальные грузовые краны с грузовым моментом, обеспечивающим перегрузку обетонированных труб; взлетно-посадочная вертолетная площадка; технологический цикл подготовки, сварки и спуска трубопровода расположен в закрытом помещении; предусмотрены средства для борьбы с обледенением конструкций и оборудования.
При проведении мореходных испытаний ТУС определены кинематические и динамические характеристики системы, находящейся под воздействием волн, ветра и течения во время выполнения операций по укладке трубопровода.
На основе проектных исследований и испытаний моделей в мореходном и ледовом бассейнах обоснован выбор архитектурно-конструктивного типа судна, формы его обводов и состава основного технологического, грузового и энергетического оборудования.
Разработанный специалистами Крыловского государственного научного центра концептуальный проект трубоукладочного судна, полностью удовлетворяет требованиям эксплуатации в Баренцевом, Печорском и Карском морях, он является базисом для разработки технического проекта в КГНЦ. (PortNews/Машиностроение Украины, СНГ, мира)