Как указывается в исследовании аналитической компании PMR, посвященном рынку телекоммуникационных услуг России, в 2010 г. его емкость возросла по сравнению с предыдущим годом на 17,3% и составила 27,3 млрд. евро (при исчислении в рублях прирост равняется 10%). Прошлогодняя оценка PMR, касающаяся увеличения продаж на данном рынке в 2010 г. и исключающая колебания валютных курсов, оказалась на 4,4 процентного пункта ниже фактического результата.
Продажи телекоммуникационных услуг в России
Млрд. евро | |
2004 г. | 11,5 |
2005 г. | 14,3 |
2006 г. | 19,0 |
2007 г. | 23,0 |
2008 г. | 26,2 |
2009 г. | 23,2 |
2010 г. | 27,3 |
2011 г.* | 29,1 |
2012 г.* | 30,8 |
* – Прогноз.
Начиная с 2000 г. продажи на рассматриваемом рынке почти постоянно нарастали, что объяснялось развитием мобильной телефонной связи и расширением доступа в Интернет. В последние два года речевой трафик в России активно перемещался из стационарных сетей в мобильные, а также в Интернет, что привело к застою в стационарной телефонии. По мере развития рынка мобильных речевых услуг темпы его роста замедлялись, и наиболее динамичным сегментом услуг связи стал Интернет, причем как в стационарном, так и мобильном сегменте. В 2009 г., когда объем телекоммуникационных услуг в России в целом сократился на 11,4%, поступления Интернет-провайдеров продолжали увеличиваться, и можно полагать, что связь через Интернет и дальше будет удерживать за собой роль локомотива в развитии всей российской системы телекоммуникационных услуг.
В настоящее время наиболее крупным по объему услуг сегментом российского телекоммуникационного рынка является мобильная телефония. В 2010 г. общие продажи мобильных речевых и неречевых услуг в России составили 710 млрд. руб., или 17,7 млрд. евро, что превышало уровень предыдущего года соответственно на 10,6% и 17,9%. Даже при исключении дополнительных услуг и учете только речевых доля мобильной телефонии в общем объеме телекоммуникационных услуг в России в 2010 г. достигла почти 50%, а общее число зарегистрированных в стране SIM-карт составило более 150% численности населения.
Объем интернет-услуг в России в 2010 г. увеличился на 30%. Этот рост стимулировался быстро растущим проникновением стационарной широкополосной связи, а также мобильной связи третьего поколения и мобильного Интернета.
В ближайшие два года рост продаж на российском рынке телекоммуникационных услуг сохранится, что будет обусловлено увеличением объема Интернет-услуг как в стационарном, так и мобильном сегменте. Стратегическое преимущество рынку интернет-услуг России перед аналогичными рынками ЦВЕ обеспечивают его пока еще скромные по сравнению с потенциальными возможностями размеры, благодаря чему почти все провайдеры и технологии могут найти свои ниши. Со временем возрастет также роль таких связанных с телекоммуникационным рынком услуг, как платное цифровое телевидение. В мобильной связи увеличится доля неречевых и дополнительных платных услуг. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)