Экспорт легковых автомобилей из России превысит 1 млн. шт., считают участники автомобильного рынка, опрошенные KPMG. 44% респондентов полагают, что рубеж будет взят через 3-5 лет, 33% – что через 6-9 лет. Сейчас экспорт новых легковых автомобилей из России в 7 раз меньше: в 2013 г. он составил около 142 600, по данным “АСМ-холдинга”. Больше всего – около 88000 – в Казахстан (третий по емкости автомобильный рынок среди стран бывшего СССР после России и Украины.
Крупнейший экспортер – АвтоВАЗ, который в 2013 г., по собственным данным, увеличил экспорт на 11,4% до 78602 шт.; 72% поставок пришлось на Казахстан, 9% – на Украину, 6% – на Азербайджан, 4% – на Европу, перечисляет представитель АвтоВАЗа.
Экспорт вырастет вместе с мощностью заводов, построенных в России глобальными автоконцернами, объясняет руководитель практики по работе с компаниями автомобильной промышленности KPMG в России и СНГ Ульрик Андерсен. Он напоминает, что существующие и планируемые мощности по выпуску легковых автомобилей в стране – более 3 млн. в год, при том что текущая емкость рынка меньше: в 2013 г., по данным “АСМ-холдинга”, было продано 2,6 млн. Рост экспорта главным образом придется на страны СНГ. АвтоВАЗ останется крупнейшим экспортером, компанию ему составят Hyundai/Kia, VW, Renault/Nissan, GM, заключает Андерсен.
Выйти на экспорт в 1 млн. автомобилей за 3-5 лет вполне возможно, согласен замминистра промышленности России Алексей Рахманов; рынки СНГ развиваются, их емкость растет.
1 млн. автомобилей на экспорт в год будет, но более реальный срок – 6-9 лет, считает исполнительный директор “Автостата” Сергей Удалов. Рост обеспечат страны СНГ, прежде всего Казахстан (по данным “АСМ-холдинга”, в 2013 г. рынок там вырос в 1,8 раза), Украина (минус 10,2%), Беларусь (плюс 50%, по оценке Белорусской автомобильной ассоциации). На крупных рынках, таких как Китай, США, ЕС, Бразилия, Индия, у глобальных автопроизводителей есть заводы и при необходимости им выгоднее нарастить мощности там, чем завозить автомобили из России, отмечает эксперт.
Опрошенные производители наращивать экспорт не планируют. VW и GM выпускают автомобили в России прежде всего для локального рынка, говорят представители этих компаний (на экспорт идет только Chevrolet Niva от GM-АвтоВАЗа). Завод Toyota в Санкт-Петербурге в 2013 г. выпустил 35685 автомобилей Toyota Camry, из них 3042 шт. – для Казахстана и 255 шт. – для Беларуси, объем производства зависит от спроса в данных странах, говорит представитель завода.
Продукция российского автозавода Nissan пока не экспортируется. Но компания рассматривает возможность экспорта в Казахстан и Беларусь автомобилей Datsun (брэнд группы Nissan), которые в 2014 г. начнет выпускать для японского автоконцерна АвтоВАЗ, рассказывает директор Datsun в России Жером Сэго. Получить комментарии Hyundai/Kia не удалось. Ранее представитель компании пояснял, что около 10% выпускаемых автомобилей в России отправляется на экспорт в СНГ. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины, СНГ, мира)