В январе на Крюковском вагоностроительном заводе (КВСЗ, Кременчуг) изготовили 47 грузовых вагонов, тогда как в январе 2013 г. на предприятии их произвели в количестве 532 единиц. При этом в январе завод не выпускал пассажирские вагоны, как и в том же месяце 2013 г.
Эту информацию подтвердили в горсовете Кременчуга, куда ранее она поступила с КВСЗ. На самом Крюковском вагонзаводе какие-либо комментарии по поводу этих данных предоставлять отказались. Но обозначенный выше провал производства вполне укладывается в тот отрицательный прогноз, который в отношении завода озвучивался несколько недель назад.
Тогда заявлялось о том, что выпуск грузовых вагонов на КВСЗ в 2014 г. будет снижен более чем на треть по сравнению с 2013 г. до 3,5 тыс.; в среднем – менее 300 единиц в месяц. Прошлый год предприятие уже отработало с заметным падением производства грузовых вагонов – на 51% в сравнении с 2012 г. до 5,316 тыс. штук. Хотя выпуск пассажирских вагонов в 2013 г. здесь увеличили на 7,2% до 74 единиц.
Как отметил старший аналитик ИК “Арт Капитал” Алексей Андрейченко, у Крюковского ВСЗ производственные проблемы явно обозначились еще в прошлом году – в связи с приостановкой действия российских сертификатов на большинство видов вагонной продукции. РФ – основной рынок сбыта грузовых вагонов для КВСЗ. В прошлом году, по экспертным оценкам, туда было поставлено около 70% этой продукции предприятия. “В течение октября-декабря прошлого года для КВСЗ в РФ восстановили все сертификаты соответствия, поэтому в ближайшее время завод, в принципе, должен был восстанавливать производство”, – говорит Андрейченко. Приостановку действия этих сертификатов в прошлом году эксперты связывали с политическими факторами, вылившимися в итоге в таможенные проблемы украинских компаний на границе с РФ.
Кроме сложностей в торговых отношениях между РФ и Украиной, отмечает эксперт “ЦТС-Консалтинг” Дмитрий Ягелло, еще одной причиной для январского обвала производства на Крюковском ВСЗ может быть профицит грузовых вагонов в СНГ, проявившийся в 2013 г. “Падение грузовой базы и профицит вагонов привели к снижению спроса на новые вагоны. По разным оценкам, в 2013 г. профицит вагонов в СНГ составлял 15-20% парка”, – прокомментировал Ягелло.
Эксперты называют еще одну причину, которая связана уже с внутренним рынком. “Не стоит исключать и тот факт, что КВЗС, показывая сложную ситуацию, рассчитывает на увеличение заказов со стороны государства”, – отмечает начальник отдела инвестиционного анализа Pro-Consulting Александр Ткачев. В конце прошлого года в украинском Кабмине обсуждали возможность предоставления госгарантий для закупки у Крюковского вагонзавода двух межрегиональных поездов. Так что шанс отыграть на внутреннем рынке упущенное на экспортных поставках у этого предприятия имеется. Правда, речь в данном случае идет о пассажирском сегменте.
Что касается выпуска грузовых вагонов в расчете на поставки в РФ, то с этим у Крюковского ВСЗ (как, впрочем, и у других украинских вагонзаводов) вновь могут возникнуть проблемы. Как пишут российские “Ведомости” со ссылкой на участников совещания у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, требования к украинским производителям литья и вагонов, скорее всего, вновь будут ужесточены. В прошлом по схожим причинам россияне не раз приостанавливали действие сертификатов своего Федерального железнодорожного Регистра. А это автоматически вело к прекращению допуска на их рынок новых вагонов ряда украинских производителей. (Trans-port.com.ua/Машиностроение Украины, СНГ, мира)