Влияние международного законодательства на крупнейшие верфи по разделке судов на металлолом будет обсуждаться специалистами отрасли на VII международной конференции и выставке Seatrade Middle East Maritime – 2014 (SMEM), которое состоится 28-30 октября в Международном выставочном конференц-центре в Дубае (ОАЭ).
В трехдневной конференции и выставке примут участие более 7 тыс. участников из 67 стран.
В ходе конференции, которая проводится в рамках Морской недели Дубая, отраслевые эксперты намерены поделиться опытом и обсудить Гонконгскую конвенцию ИМО по обеспечению безопасной и экологически чистой утилизации судов. Отмечается, что эти строгие нормы по защите окружающей среды и соблюдение мер безопасности в процессе утилизации оказывают дополнительное давление на верфи по всему миру.
Гонконгская конвенция Международной морской организации (2009 г.) утверждает новые стандарты процесса утилизации судов для повышения безопасности труда и охраны окружающей среды, но до сих пор не ратифицирована всеми членами ИМО.
В декабре 2013 г. Европейская комиссия предприняла собственные шаги по изменению разработанных правил утилизации, чтобы заставить верфи повысить стандарты и улучшить техническую подготовленность предприятий, которые будут перерабатывать на слом суда стран-членов ЕС.
В докладе Lloyd’s List за 2013 г. отмечается тенденция выбирать верфь для утилизации судна, выведенного из эксплуатации, как можно ближе от места его последней разгрузки. Например, в 2012 г. исследования последних рейсов списанных судов показали, что больше всего судов разбирались на металлолом на верфях Турции, после их последней разгрузки в одном из портов Европы. Владельцы небольших судов не отправляют флот на верфи Азии, Индийского субконтинента, поскольку не хотят платить за бункеровку списанных судов и сборы за проход по Суэцкому каналу.
В Китае в 2012 г. было утилизировано в общей сложности 256 судов. 55% судов, переработанных на китайских верфях, местом последнего рейса разгрузки имели в портах Южной Кореи, Индонезии, Тайване, России и Малайзии. По данным Китайской национальной ассоциации по утилизации судов, в 2013 г. в стране было разобрано 2,5 млн. т металла бывших судов, что на 4,6% больше в сравнении с предыдущим годом.
Однако, по данным руководителя Seatrade (организатор конференции и выставки SMEM-2014) Криса Хеймана, в 2013 г. в Китае наблюдается замедление объемов переработки на металлолом судов при высокой стоимости соблюдения экологических стандартов утилизации, несмотря на программу правительства страны (до 2015 г.) по стимулированию сдачи на слом списанных судов на верфи Китая.
В 2012 г. в Индии было переработано на металлолом больше всего судов – 494 ед. В том же году ОАЭ лидировали как место последнего рейса списанных судов (104 судна). Далее следуют Китай, Шри-Ланка, Малайзия, Сингапур и Иран.
“Индия, которая на протяжении последних лет оставалась крупнейшим переработчиком списанных судов, является важным звеном при осуществлении международной программы реформирования данной отрасли для воплощения в жизнь Гонконгской конвенции ИМО до окончания текущего десятилетия”, – добавил Хейман.
Конференция Seatrade Middle East Maritime проводится при поддержке Его высочества шейха Хамдана бен Мухаммеда бен Рашид Аль Мактума, наследного принца Дубая (ОАЭ).
Конференция и выставка SMEM проводятся с 2003 г. раз в два года. В центре внимания седьмой по счету Seatrade Middle East Maritime будут услуги, оказываемые в морском и энергетическом секторе, расширение портов, их инфраструктуры, судостроение и судоремонт, борьба с пиратством и др. (PortNews/Машиностроение Украины и мира)