Согласно данным “Росстата”, ведущие предприятия сельскохозяйственного машиностроения снизили объемы производства в январе-мае Наибольшую динамику роста за этот период показали (%): кормоуборочные комбайны – 49,9, плуги – 44,5, машины для городского коммунального хозяйства – 31,7, тракторы на колесном ходу – 31,3 и зерноуборочные комбайны – 31,2.
На 50% ведущих предприятий отмечалось снижение объемов производства – в частности, выпускающих тракторы на гусеничном ходу, сеялки, культиваторы, тракторы для трелевки леса, бульдозеры и трубоукладчики, автогрейдеры, экскаваторы, строительные погрузчики.
Снижение производства по данным видам техники в январе-мае по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило (%): тракторов для трелевки леса – 39,4, строительных погрузчиков – 37,6, автогрейдеров – 34,7, тракторов на гусеничном ходу – 23,3, бульдозеров и трубоукладчиков – 18,9, сеялок – 10,0, экскаваторов – 2,5 и культиваторов – 1,7. В январе-мае по всем видам выпускаемой продукции, кроме тракторов на гусеничном ходу, сеялок, культиваторов, бульдозеров и трубоукладчиков, автогрейдеров, строительных погрузчиков, объемы отгрузки отставали от производства, в результате чего общее количество неотгруженной техники по состоянию на 1 июня составило 10,647 тыс. машин.
Большая часть неотгруженной техники (92,1% – 9804 шт.) приходилась на зерно-, кормоуборочные комбайны и прицепную сельскохозяйственную технику (7116 шт. – 66,8%), тракторы (2688 шт. – 25,2%).
Снижение продаж сельхозтехники связано с тем, что многие потребители ожидают снижения пошлин после присоединения к ВТО и откладывают закупки, несмотря на начало действия Программы обновления сельхозтехники.
По данным ОАО “Росагролизинг” на начало июня, в рамках реализации программы, заключено 3095 договоров на 3533 ед. техники общей стоимостью 8,6 млрд. руб. Договоры были заключены с 2155 контрагентами из 67 регионов. Помимо реализации программы обновления по системе “федерального лизинга”, по состоянию на начало июня с начала года заключено 1607 договоров на 5125 ед. сельхозтехники. Таким образом, общее количество сельскохозяйственной техники и оборудования на основании заключенных договоров по Программе обновления и системе “федерального лизинга” составляет 8658 шт.
Комментируя ратификацию пакета документов о присоединении к ВТО, первый вице-президент Союза машиностроителей России, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по промышленности В. Гутенев отметил, что “вступление России в ВТО – это серьезный стресс-тест для российской экономики… высока вероятность того, что с серьезными проблемами столкнутся автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, легкая промышленность и особенно – сельское хозяйство”.
Кроме того, В. Гутенев считает необходимым совершенствование систем государственного заказа, госзакупок, установление государственного контроля цен на энергоносители и снижение банковского процента по кредитам реальному сектору экономики.
По мнению главы ОАО “Тракторные заводы” М. Болотина, курирующего профильный комитет в Союзе машиностроителей России, в комплекс мер по повышению конкурентоспособности российской промышленности необходимо включить совершенствование системы нетарифных мер защиты внутреннего рынка и изменение статей Налогового и Таможенного кодексов РФ, направленных на смягчение налоговой нагрузки на предприятия, обновляющие производственную базу, а также применяющие инновации и закупающие за рубежом неготовую продукцию. “Российские производители тракторной техники заинтересованы в сохранении механизма субсидирования ставок по банковским кредитам, – отмечает Болотин. – С начала года ставка выросла почти на 4%. Если бы государство оказало отечественным производителям помощь в виде субсидирования ставки, это бы дало нам существенное преимущество для успешного конкурирования на внешних рынках”. Как отмечают эксперты, зарубежные производители сельхозтехники, тем не менее, активно развивают деятельность в России. Германская компания Claas намерена в 2015 г. занять четверть российского рынка сельхозтехники. Компания намерена к 2015 г. увеличить мощности российского завода вдвое, затратив на эти цели 4,5 млрд. руб.
В настоящее время Claas представлена в России производственной площадкой в Краснодаре на 5 тыс. кв. м. Современная мощность завода составляет 1 тыс. комбайнов в год, однако уже в ближайшем будущем компания намерена ежегодно производить 1,5-2 тыс. ед. сельхозтехники (для сравнения: в прошлом году было выпущено 620 комбайнов и тракторов, в 2012 г. планируется произвести 700 шт.).
К 2015 г. предполагается построить вторую очередь завода, организовав на нем полный технологический цикл производства: от металлообработки и окраски до конечной сборки продукции. При этом производственные площади будут увеличены в 8-9 раз до 40-45 тыс. кв. м. Ожидается, что тендер по выбору генподрядчика будет объявлен уже осенью, а весной следующего года начнется строительство. Как заявил гендиректор завода Claas в Краснодаре Р. Бендиш, общая сумма инвестиций в проект составит 4-4,5 млрд. руб., при этом большая часть будет профинансирована за счет собственных средств – головной компании Claas в Германии.
В компании рассчитывают, что реализация проекта позволит достичь уровня локализации местного завода более 50% (в настоящее время – 20%). Она уже работает более чем с 20 российскими поставщиками комплектующих, которые поставляют колеса, шнеки, диски, двигательную установку. Реализация проекта позволит предложить покупателям продукцию на более выгодных условиях. “При уровне локализации более 50% компания, например, сможет рассчитывать на участие в госпрограмме льготного кредитования”, – заявил Р. Бендиш.
Глава краснодарского завода отмечает, что ежегодно российский рынок нуждается в 6 тыс. новых комбайнов, однако эта цифра может вырасти до 8 тыс. шт. “Потенциально Claas готова поставлять четвертую часть необходимой продукции, но если даже этого не потребуется, компания рассчитывает поставлять продукцию странам – участницам Таможенного союза. Кроме того, краснодарское отделение Claas считает перспективным направлением поставку сельхозтехники другим странам СНГ, среди которых Украина, Таджикистан и Узбекистан.
В Claas не собираются менять планы после присоединения России к ВТО, которое предполагает снижение пошлин на импортную сельхозтехнику. (БИКИ/ Машиностроение Украины, СНГ, мира)