О начале строительства серии из четырех скоростных теплоходов проекта А145 сообщил генеральный директор ОАО “Зеленодольский завод им. Горького” (входит в ОАО “Холдинговая компания “Ак Барс”) Ренат Мистахов. Суда должны быть спущены на воду в 2016 г.
Спроектированные петербургским ООО “Агат Дизайн Бюро” А145 вместе с родственными им теплоходами А45 стали своего рода визитной карточкой Завода им. Горького. Вместе они формируют едва ли не единственный в России проект по более-менее массовому строительству пассажирских судов. В итоге, сегодня теплоход А45 работает на Лене, четыре А451 – на Енисее, два А145 – в Ямало-Ненецком автономном округе.
По словам Мистахова, ставка на А145 оправданна – в ходе эксплуатации теплоходы подтвердили закладывавшиеся в проект характеристики. Но в условиях девальвации рубля возникает вопрос о востребованности теплохода стоимостью $9 млн. и минимум на треть укомплектованного импортным оборудованием. К тому же четверка А145 делается не под заказ – это инициатива завода и холдинга “Ак Барс”. Мистахов на этот счет спокоен: “Думаю, теплоходы пойдут на российский рынок: востребованность – очень большая, это обсуждается на многих профильных совещаниях”. При этом он признал, что новые суда неизбежно будут дороже предшественников – “из-за происходящего с рублем и из-за инфляции”.
По мнению ведущего эксперта УК “Финам Менеджмент” Дмитрия Баранова, риск оправдан и завод идет на него осознанно: “Заказчик может быть, как из России, так и из дальнего и ближнего зарубежья, но не это главное, важнее другое: компания видит перспективу этого направления и развивает его, вкладывает в него средства”. Можно предположить, что даже если цена на теплоходы поднимется существенно, покупатель на А145 все равно найдется – деваться некуда.
“Считаю, что для такой большой страны скоростное движение на реке – стратегическая задача, – высказал свою точку зрения заместитель коммерческого директора ОАО “Московский судостроительный и судоремонтный завод” Борис Новосельцев. – Но скоростные пассажирские перевозки возможны только при поддержке региональных органов исполнительной власти, потому что экономики под этим бизнесом нет никакой. Помощь возможна в закупке подвижного состава, который достаточно дорогой. Хотелось бы надеяться, что инициатива зеленодольского завода будет поддержана”.
В подтверждение этой точки зрения можно привести судьбу первой пары А145, спущенной на воду в 2011-2012 гг. Поначалу пристроить суда никак не удавалось. Их пытались продать и Краснодарскому краю, и Архангельской области, в итоге, теплоходы приобрел Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО), остро нуждающийся в обновлении пассажирских речных судов. В прошлом году А145 отработали там полный навигационный цикл, заменив старые теплоходы. Пресса ЯНАО сообщала, что если ранее время в пути на некоторых маршрутах достигало 23 суток, то теперь оно сократилось до 12 часов, стоимость билетов снизилась на 1140%. (shipbuilding.ru/Машиностроение Украины и мира)