Airbus принял решение дать второй шанс программе по конвертации пассажирских узкофюзеляжных самолетов A320 и A321 в грузовые, сообщает европейский авиастроитель. Этим будет заниматься дочернее подразделение концерна Elbe Flugzeugwerke (EFW) совместно с сингапурским провайдером услуг по ТОиР ST Aerospace (ST Aero). Ранее подобный проект Airbus пытался реализовать с российскими партнерами – “Объединенной авиастроительной корпорацией” (ОАК) и “Иркутом”, однако в 2011 г. он был заморожен.
Новое соглашение было заключено на авиасалоне в Ле-Бурже. ST Aero предоставит разработанную им программу конвертации ВС, а Airbus окажет сертификационную поддержку. EFW будет отвечать за маркетинг и продажи, а также осуществлять контроль производства. Кроме того, в рамках достигнутого соглашения изменится соотношение долей Airbus и ST Aero в дрезденской EFW (обе компании уже сотрудничают в рамках программы по конвертации пассажирских широкофюзеляжных A330 в грузовые). Европейский авиастроитель, владеющий контрольным пакетом акций, передаст 20% ценных бумаг сингапурскому партнеру, сократив свою долю в EFW до 45%.
A320P2F сможет перевозить 21 т груза на расстояние до 3889 км, а версия A321P2F до 27 т на 3518 км. Первый переоборудованный самолет, как ожидается, будет передан заказчику в 2018 г. Конвертированные A320P2F будут конкурировать с переоборудованными Boeing-737-400/-800, а A321P2F – с Boeing-757SF, сообщает Aviation Week.
Возобновление работ по переоборудованию самолетов связано с прогнозируемым авиапроизводителем спросом на такие грузовые ВС. По оценкам авиастроителя, их потребуется более 600 единиц в ближайшие 20 лет, причем основными заказчиками станут клиенты из Азии, в особенности из Китая, а также из США. Кроме того, по словам главного операционного директора Airbus Тома Уильямса, на рынке сегодня есть достаточное количество подходящих для конвертации самолетов возрастом 15-20 лет.
Ранее отсутствие свободных ВС из-за высокого спроса на вторичном рынке стало одной из причин заморозки совместного с российскими партнерами проекта. Кроме того, прекращение работы с ОАК и корпорацией “Иркут” формально объяснялось экономическими причинами.
Для реализации российско-европейского проекта в 2007 г. было создано совместное предприятие Airbus Freighter Conversion GmbH (AFC), партнерами в котором выступали компании EADS EFW, Airbus и ОАК, “Иркут”. Российская доля в СП составляла 50% (25% принадлежало ОАК и столько же – корпорации “Иркут”). Оставшиеся 50% поделили EADS EFW (32%) и Airbus (18%). Корпорация “Иркут” должна была поставлять комплектующие; также планировалось открыть в России вторую линию конвертации на территории свободной экономической зоны “Ульяновск-Восточный”. Начать переоборудование первого самолета планировалось на заводе EFW в Дрездене с ноября 2011 г. Однако помимо недостаточного количества свободных для конвертации ВС на рынке Airbus услуга не стала популярной: AFC получила только один заказ на конвертацию 30 ВС от лизинговой компании AerCap. (Авиатранспортное обозрение/Машиностроение Украины и мира)