Правительство РФ опубликовало два списка, в одном из которых фигурируют отдельные типы спецтехники.
Первый список включает дорогое высокотехнологичное оборудование, покупку которого в рамках крупных инвестпроектов теперь нужно согласовывать с комиссией по импортозамещению. Речь идет об отобранных правительством проектах госкомпаний, оцениваемых в более чем 10 млрд. руб., а также проектах частных компаний в случаях, когда доля государственные инвестиций составляет не менее 10%. При этом, как прокомментировали в Минэкономразвития, по действующему законодательству правительство может напрямую устанавливать приоритет для закупок местных товаров госкомпаниями, но такая мера может быть истолкована как нарушение базовых правил ВТО. Именно поэтому вводится процедура согласования.
Второй список, получивший название “перспективных потребностей”, включает более широкий ассортимент продукции, в том числе дорожно-строительную, карьерную, подъемную и коммунальную технику. Суть нововведения такова: если компания в рамках реализации инвестпроекта планирует закупить импортное оборудование определенного вида на более 150 млн. руб., уведомление об этом должно быть направлено в спецкомиссию. Как пояснили в Минпромторге, перечень был разработан в соответствии с ранее утвержденными планами по импортозамещению, а процедура предварительных уведомлений поможет российским заводам заблаговременно подготовить необходимую производственную базу.
Отдельные виды продукции машиностроения, которые включены в перечень перспективных потребностей:
– краны (грузоподъемные стрелкового типа, башенные, портальные, на гусеничном ходу, автокраны);
– автопогрузчики с вилочным захватом;
– машины бурильные;
– машины врубовые (комбайны) для добычи угля и горных пород;
– оборудование для проходки туннелей;
– комбайны проходческие;
– бульдозеры;
– грейдеры самоходные;
– планировщики самоходные;
– машины трамбовочные самоходные;
– катки дорожные самоходные;
– погрузчики фронтальные;
– экскаваторы (в том числе карьерные);
– автомобили-самосвалы, предназначенные для использования в условиях бездорожья;
– машины для укладки гравия на дороге или аналогичных поверхностях, для поливки и пропитки поверхностей дорог битумными материалами;
– дробилки (конусные, щековые, валковые, молотковые);
– мельницы (рудоразмольные и шаровые);
– автогудронаторы;
– средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог;
– средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
– средства транспортные, оснащенные кранами-манипуляторами;
– снегоочистители и др.
Мнения экспертов о том, какое влияние на отрасль способны оказать нововведения, приведены в материале “Ведомостей”. Председатель экспертного совета Фонда развития промышленности Антон Данилов-Данильян отметил, что потенциально они могут затронуть половину российской экономики: инвестпроекты дороже 10 млрд. руб. существуют практически у каждой крупной госкомпании, а большинство закупок касаются оборудования общей стоимостью свыше 150 млн. При этом директор департамента по закупкам “Россетей” Юрий Зафесов не считает, что новые правительственные решения что-то серьезно изменят в их деятельности, так как и до этого момента в случае закупок на более 1 млрд. руб. существовало обязательное требование по проведению общественного обсуждения и внешнего ценового и технологического аудита, а многие компании успели разработать собственные программы импортозамещения. (Экскаватор.ру/Машиностроение Украины и мира)