Не вызывает сомнений тот факт, что рынки строительного оборудования КНР и Индии почувствовали на себе отрицательное воздействие недавнего глобального кризиса и ряда последних негативных явлений в мировой экономике. Однако оба они будут в ближайшие годы по-прежнему благополучно развиваться, хотя и несколько более медленными темпами, чем ранее.
В КНР продажи строительного оборудования в 2010 г. увеличились на 56% до 460 тыс. ед., что более чем вдвое превысило уровень 2005 г. В настоящее время эта страна является крупнейшим в мире рынком указанного оборудования, на который приходится более 50% его мирового потребления и производства.
Необычайно высокие темпы развития китайского рынка строительной техники обеспечивались прежде всего значительными государственными инвестициями в инфраструктуру страны, недвижимость и различные строительные проекты. Кроме того, поставщики данной техники активно предоставляли своим покупателям кредиты, которые стимулировали спрос на новые машины, способные справиться с ожидаемыми в будущем высокими нагрузками.
В наибольшей степени воспользовались ростом экономики КНР и активной инвестиционной политикой ее правительства поставщики гусеничных экскаваторов, на которые в настоящее время приходится свыше 30% общих продаж строительного оборудования в стране против менее 20% пятью годами ранее. Значительно увеличился также спрос на мини-экскаваторы, колесные экскаваторы и колесные погрузчики. Тем не менее доля последних в общем видимом потреблении строительной техники в Китае продолжала снижаться, составив в 2010 г. менее 45% по сравнению с 65% в 2005 г.
Продажи в стране гусеничных бульдозеров в 2010 г. впервые превысили 10 тыс. ед., что сделало КНР крупнейшим в мире рынком этих машин. Рекордного уровня достигло видимое потребление асфальтоукладчиков, дорожных катков и автогрейдеров. Существенно возрос спрос на самоходные краны, особенно со стороны компаний, строящих железные дороги. Что же касается погрузчиков с “обратной лопатой” и погрузчиков с бортовым поворотом, то их продажи также увеличились, но с довольно низкого уровня.
Иначе сложилась ситуация на рынке самосвалов, общие продажи которых сократились на 3%. При этом спрос на небольшие машины с сочлененной рамой несколько возрос, а машины с жесткой рамой – сократился, что объясняют, в частности, усилением конкуренции со стороны грузовиков-вездеходов.
Если долгосрочные перспективы развития китайского рынка строительного оборудования расцениваются всеми отраслевыми экспертами как вполне благоприятные, то краткосрочные перспективы после недавнего неожиданного всплеска продаж представляются им не столь определенными. Кроме того, возможны изменения в политике правительства, которые могут негативно сказаться на потреблении. Если власти решат принять меры по охлаждению экономики, то существующего парка строительных машин будет вполне достаточно для удовлетворения значительной части ожидаемого в этих условиях спроса.
Исходя из того, что в 2010 г. деловая активность в строительной отрасли находилась на очень высоком уровне, но темпы расширения работ несколько снизились, аналитики фирмы Off-Highway Research оценивают прирост спроса на строительное оборудование в КНР в указанном году примерно в 10%. В период до 2015 г. видимое потребление, по их мнению, будет по-прежнему расти, хотя и медленнее, чем в предыдущие годы, ибо, несмотря на планируемые правительством в ближайшие 5 лет охлаждение экономики и сокращение расходов, все сегменты инфраструктурного сектора китайской экономики разработали амбициозные программы развития, а региональные власти увеличат, как ожидают, бюджетные ассигнования на строительство. За 2011-2015 гг. продажи строительной техники увеличатся, согласно прогнозам, еще на 20-30% до 550-600 тыс. ед. в год, что примерно эквивалентно мировым продажам в 2009 г.
Прогноз продаж строительного оборудования в КНР в 2011-2015 гг. (ед.)
2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |
Всего | 490137 | 509042 | 523937 | 543372 | 570972 |
Автогрейдеры | 2850 | 2700 | 2500 | 2300 | 2200 |
Асфальтоукладчики | 2600 | 2700 | 2500 | 2600 | 2800 |
Гусеничные бульдозеры | 12500 | 14000 | 15000 | 14000 | 13000 |
Гусеничные погрузчики | 25 | 30 | 25 | 20 | 20 |
Гусеничные экскаваторы | 160000 | 180000 | 190000 | 205000 | 225000 |
Дорожные катки | 23000 | 20000 | 18000 | 17000 | 15000 |
Колесные погрузчики | 205000 | 200000 | 203000 | 205000 | 210000 |
Колесные экскаваторы | 2000 | 2100 | 2200 | 2300 | 2400 |
Мини-экскаваторы | 41000 | 45000 | 50000 | 55000 | 60000 |
Погрузчики с бортовым поворотом | 850 | 900 | 950 | 1000 | 1100 |
Погрузчики с “обратной лопатой” | 670 | 790 | 900 | 1050 | 1250 |
Самосвалы с жесткой рамой | 800 | 850 | 800 | 750 | 700 |
Самосвалы с сочлененной рамой | 60 | 60 | 50 | 50 | 50 |
Самоходные краны | 38510 | 39610 | 37660 | 36900 | 37000 |
Скреперы | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Телескопические манипуляторы | 270 | 300 | 350 | 400 | 450 |
В Индии продажи строительного оборудования увеличились за 2003-2007 гг. в 4 раза (до 50,7 тыс. ед. в 2007г.). Под влиянием глобального кризиса в 2008 г. они сократились до 46,1 тыс. ед., а в 2009 г. до 40,9 тыс. В 2010 г. спрос возрос на 45% до 59,3 тыс. ед., и в ближайшие 5 лет этот рост продолжится. Он будет стимулироваться высокими темпами развития экономики и инфраструктурного строительства, а также ожидаемой политической стабильностью.
В соответствии с 12-м пятилетним планом Индии, который начнет осуществляться после 31 марта, расходы государства на развитие инфраструктуры страны превысят сумму, эквивалентную $1 трлн, т. е. более чем удвоятся по сравнению с предыдущим пятилетием. Правительство также примет дополнительные меры по привлечению иностранных инвесторов и поощрению государственно-частного предпринимательства в инфраструктурной сфере.
Несмотря на возможный высокий уровень инфляции и коррупции среди политических лидеров и чиновников, компания Off-Highway Research весьма оптимистично оценивает перспективы развития индийского рынка строительного оборудования. В 2011 г. продажи на нем возрастут на 19% (до 70,7 тыс. ед.), а в 2012 г. – еще на 15%. В последующие три года прирост составит 9-12%, и в 2015 г. будет продано 110,6 тыс. ед. Рост спроса коснется всех видов строительной техники, но по-прежнему в видимом потреблении будут доминировать шесть ее видов – погрузчики с “обратной лопатой”, гусеничные экскаваторы, самоходные краны, дорожные катки, колесные погрузчики и передвижные компрессоры. В совокупности на них придется около 95% всех продаж строительного оборудования в Индии в 2015 г.
Прогноз продаж строительного оборудования в Индии (ед.)
2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |
Всего | 70700 | 81365 | 91490 | 101450 | 110605 |
Автогрейдеры | 600 | 700 | 800 | 900 | 1000 |
Автопогрузчики повышенной проходимости | 60 | 90 | 130 | 180 | 225 |
Асфальтоукладчики | 1000 | 1150 | 1250 | 1325 | 1400 |
Гусеничные бульдозеры | 800 | 900 | 1000 | 1050 | 1100 |
Гусеничные погрузчики | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Гусеничные экскаваторы | 15000 | 20000 | 25000 | 30000 | 35000 |
Дорожные катки | 3200 | 3700 | 4200 | 4600 | 5000 |
Колесные погрузчики | 3200 | 3900 | 4600 | 5300 | 6000 |
Колесные экскаваторы | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Мини-экскаваторы | 100 | 125 | 150 | 200 | 250 |
Передвижные компрессоры | 4000 | 4300 | 4800 | 5300 | 5800 |
Погрузчики с бортовым поворотом | 500 | 600 | 700 | 800 | 900 |
Погрузчики с “обратной лопатой” | 30000 | 32000 | 33500 | 35000 | 36000 |
Самосвалы с жесткой рамой | 750 | 850 | 800 | 725 | 850 |
Самосвалы с сочлененной рамой | 50 | 40 | 50 | 60 | 70 |
Самоходные краны | 11500 | 13000 | 14500 | 16000 | 17000 |
Скреперы | – | – | – | – | – |