General Motors (GM, штаб-квартира в Детройте, шт. Мичиган) – крупнейшая американская автомобильная корпорация, производящая продукцию в 35 странах. 1 июня 2009 г. GM приступила к процедуре банкротства по ст. 11 федерального закона США о банкротстве. После этого, 60% акций компании отошли правительству США, еще 12% правительству Канады. В ноябре 2010 г. GM начала IPO, чтобы реализовать часть акций, принадлежавших американскому государству. Его размер составил $23,1 млрд., став самым крупным в истории США.
По итогам I полугодия чистая прибыль GM, приходящаяся на долю владельцев обыкновенных акций, уменьшилась на 53,7% до $2,491 млрд. против $5,387 млрд. в I полугодии 2011 г. Совокупная выручка корпорации за отчетное полугодие составила $75,373 млрд., что на 0,3% меньше показателя за аналогичный период 2011 г. ($75,567 млрд.).
Во II квартале чистая прибыль GM, приходящаяся на долю владельцев обыкновенных акций, сократилась на 41% до $1,487 млрд., а совокупная выручка на 4,5% до $37,614 млрд. против $39,373 млрд. в апреле-июне 2011 г. Между тем операционный убыток компании от деятельности в Европе, зафиксированный на уровне $361 млн., оказался ниже прогноза в $528 млн. Чистая прибыль GM в I квартале упала более чем в три раза и составила $1 млрд. При этом совокупная выручка возросла на 4,3% до $37,76 млрд.
В конце февраля стало известно, что General Motors и французская группа PSA Peugeot Сitroen создадут глобальный стратегический альянс. В рамках сделки GM приобрела в марте 7% акций PSA Peugeot Citroen за 320 млн. евро, а французский концерн увеличил капитал на $1 млрд. Стороны планируют продолжить выпуск автомобилей независимо друг от друга на конкурирующей основе.
Однако в настоящее время из-за падения котировок акций Peugeot SA рыночная капитализация доли GM оценивается всего в 146 млн. евро. Как говорится в сообщении американской корпорации, причиной этого является экономический кризис в Европе и снижение продаж новых автомобилей.
Группа PSA Peugeot Citroen второй крупнейший продуцент автомобилей в Европе после германского концерна Volkswagen AG, включающий, кроме автомобильного подразделения, банк Banque PSA Finance, поставщика автокомпонентов Faurecia и логистического оператора Gefco, специализирующегося на автомобильных грузоперевозках. Мировые продажи группы по итогам I полугодия сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13% до 1,62 млн. шт. (готовые автомобили и сборочные комплекты CKD). Отрицательная динамика связана с экономическим спадом в Европе, где рыночная доля Peugeot Citroen снизилась с 13,9% до 12,9%. Во Франции PSA намеревается сократить до 8 тыс. рабочих мест.
По данным Китайской ассоциации производителей автомобилей СААМ, GM стала крупнейшим иностранным продуцентом автомобилей в КНР, изготовив в феврале 240,5 тыс. автомобилей (+30,4%), показав лучший результат среди иностранных концернов. При подсчете учитываются продажи автомобилей, выпущенных на трех совместных предприятиях GM в КНР, Shanghai GM, SAIC GM Wuling и FAW GM. В настоящее время американский концерн является единственным иностранным продуцентом автомобилей, который выпускает в этой стране машины в сотрудничестве сразу с тремя партнерами. Например, в 2011 г. СП Shanghai GM продала здесь 254 тыс. легковых автомобилей Buick Excelle местного производства, тогда как в США только 178 тыс.
В июне указанное СП выпустило 6-миллионный автомобиль американской корпорации. Им стал Chevrolet Malibu, сошедший с конвейера завода в Цзиньцяо. 5-миллионный автомобиль от GM был выпущен на китайской территории менее 9 месяцев назад. Согласно заявлению генерального менеджера Shanghai GM Йе Йонмина, указанное СП намерено в 2015 г. произвести 2 млн. машин Chevrolet и для достижения этой цели компания располагает необходимыми производственными мощностями, в частности тремя заводами (по одному в Шанхае, в Яньтае пров. Шаньдун и в столице пров. Ляонин Шеньяне), мощности которых также расширяются. В июле СП пустило в эксплуатацию новый завод в округе Цзянся Уханя (пров. Хубэй).
Автомобили, производимые СП, являются в значительной степени изделиями американокитайской разработки, благодаря находящемуся в КНР крупному совместному проектно-конструкторскому и дизайнерскому центру. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)