Входящий в “Объединенную судостроительную корпорацию” (ОСК) “Балтийский завод” может лишиться крупнейшего заказа “Росатома” на два серийных атомных ледокола мощностью 60 МВт (ЛК-60). До сих пор “Балтзавод” считался единственным претендентом на этот контракт. Однако, как пишет “Коммерсантъ” со ссылкой на источники в судостроении и “Росатоме”, не исключено, что в нем может принять участие собственная структура “Росатома”, например ОКБМ “Африкантов” (разработчик и производитель реакторов РИТМ-200 для ЛК-60). Вероятность такого решения источники оценивают как высокую.
Таким образом “Росатом” рассчитывает и сэкономить, предложив цену ниже, чем “Балтзавод”, и обеспечить контроль над расходами, поясняет собеседник издания. Не исключено, что второй участник может появиться для того, чтобы заставить “Балтзавод” снизить цену. Источник в “Росатоме” уточняет, что ОКБМ “Африкантов” в случае получения контракта может распределить строительство среди субподрядчиков. Помимо “Балтзавода” на субподряд могли бы претендовать входящие в ОСК Выборгский судостроительный завод и финская Arctech Helsinki Shipyard в части, не связанной с ядерным островом. Именно в Финляндии строились действующие атомные ледоколы “Вайгач” и “Таймыр”. В ОСК отмечают, что идея передачи заказа посреднику без судостроительных компетенций вызывает вопросы, и считают, что справиться с таким контрактом могли бы лишь “Балтзавод” или “Севмаш”.
“Балтзавод” строит головной ЛК-60 за 36,9 млрд. руб. по контракту 2012 г. На два первых серийных ЛК-60 (стоимость до 86,1 млрд. руб.) завод считался единственным претендентом, но тендер “Атомфлота” несколько раз переносился из-за неопределенности с объемом финансирования. В августе 2013 г. оно было утверждено правительством в полном объеме, и “Росатом” установил стоимость контракта на уровне 77,5 млрд. руб. Более дорогую заявку “Балтзавода” отклонили. В декабре 2013 г. “Росатом” объявил новый конкурс с ценой 84,4 млрд. руб., его итоги не подведены.
Источники среди судостроителей уверяют, что заложенная в бюджете стоимость ЛК-60 в 86 млрд. руб. “почти на уровне нулевой маржинальности”. Если же “Балтзавод” не получит заказ, это может поставить под угрозу его финансовое оздоровление. Сейчас портфель твердых заказов верфи составляет 65 млрд. руб. “Контракт на два ЛК-60 учтен в бизнес-плане, без него при текущей маржинальности верфь не выживет”, – отмечает собеседник издания. (“Электронное периодическое издание”/Машиностроение Украины, СНГ, мира)