14 марта президент ПАО “Николаевский судостроительный завод “Океан” Василий Федин заявил, что отечественное судостроение будет конкурентным при условии создания механизма ввоза оборудования на территорию страны, упрощения кредитования заводов и прозрачной регуляторной политики.
Об этом он сообщил на расширенном совещании по судостроению при облгосадминистрации.
“Первый и самый главный вопрос: сегодня нет механизма ввоза оборудования на территорию Украины. Если помните, первый раз этот вопрос на высшем уровне я поднимал на заводе “Океан” в 2007-2008 гг., когда такое же большое совещание проводилось по вопросам судостроения. За этот период сменилось несколько правительств, но до сих пор вопрос не решен. Мало того, с вступлением в силу нового Таможенного кодекса, у нас убрали режим оборудования, как временный ввоз. Сегодня официально не существует механизма законным образом ввезти оборудование на территорию Украины, а мы говорим о полнокомплектном судостроении. Любая схема, которая будет предложена, уже сразу нарушение закона. Строительство корпусов за последние 5-6 лет в мире – вымирающий бизнес. Мы можем сегодня говорить о полнокомплектном судостроении. Как государство дайте нам в этом плане механизм и в кратчайший срок мы эту ситуацию изменим. Второй момент – вопросы банковского финансирования. Многие знают, что судостроение все живет на кредитах. Общий принцип: заключили контракт, в банке взял кредит, строим, сдали заказ, получили деньги и погасили кредит. Каким образом мы можем в этом плане конкурировать с Турцией, Румынией, Россией, если сегодня процентная ставка в этих государствах около 3-4%, а у нас в гривне – 20%, в валюте – 14%. При этом получить кредит, практически, невозможно… Третий момент в этой ситуации чрезвычайно важен – вопрос регуляторной политики. Здесь присутствуют представители силовых структур, беседуя с руководством в прошлые времена, всегда этот вопрос поднимал. Невозможно или сложно вести бизнес, когда “экология” приходит и говорит: “Плати деньги, тогда мы выпустим судно”. Приходят другие силовые структуры – называют цену при оформлении деклараций. Эти три момента сегодня нужно срочным образом изменить, – аргументировал Василий Федин.
Помимо этого, Василий Федин назвал две ситуативные проблемы, которые возникли у судостроителей. Они связаны с политическим кризисом в Украине.
Речь идет о запрете захода на территорию Украины российских судов для ремонта и запрете выхода на территорию Украины моряков из России, которые не достигли 60 лет.
Василий Федин высказал надежду, что 2 последних момента скоро урегулируются.
До этого председатель Николаевской областной государственной администрации Николай Романчук жестко раскритиковал доклады представителей ГП “Судостроительный завод им. 61 коммунара”, ООО “Океан” и Черноморского судостроительного завода. (“НикВести”/Машиностроение Украины и мира)