“АвтоКрАЗ” в прошлом году оказался единственным предприятием украинского автопрома, где был зафиксирован рост производства. Более того, завод начал системно работать над созданием новых моделей, оперативно вносить изменения в текущий модельный ряд, осваивать новые сегменты рынка. Но, положительный импульс может исчезнуть – об этом в интервью AUTO-Consulting сообщил генеральный директор АвтоКрАЗа Роман Черняк.
– Какая сейчас ситуация на заводе?
– Ситуация стабильная, на сегодняшний день работа продолжается. Планировали уже выходить на 200 автомобилей в месяц, но жизнь вносит коррективы. За год мы поставили армии больше машин, чем за все 23 года. На сегодняшний день КрАЗ заканчивает выполнение госзаказа по прошлому году, и в марте – остаются только экспортные контракты. Гражданские заявки внутри страны исчисляются единицами. Если бы не экспорт, было бы очень туго. К счастью, у КрАЗа достаточно много крупных экспортных заказов, но и с ними не все так просто: западные банки боятся украинской промышленности, и привлечь кредитование под такой заказ бывает очень и очень сложно.
Намечаются также заказы от Минобороны Украины, сейчас идет уточнение технических характеристик, цен и пр. К сожалению, это длительный процесс, и он не всегда успевает за девальвацией гривны. Пока мы согласуем спецификацию и цены, курс доллара уже изменился и эту работу вновь надо начинать сначала. А без закупок импортных комплектующих мы никуда не денемся.
– Продолжает ли КрАЗ получать двигатели с ЯМЗ?
– Наш многолетний партнер – Российский завод ЯМЗ (Ярославский моторный завод) отказался поставлять двигатели на КрАЗ. Обусловлено это исключительно политическими причинами, поскольку в области бизнеса – вопросов к КрАЗу нет: мы ежемесячно покупали порядка 200 двигателей ЯМЗ, обеспечивая и приток валюты, и рабочие места на производствах. Они решили так. Ну что ж. Потерять рынок значительно проще, чем найти, и мы уже переключились на двигатели и комплекты ММЗ, Weichai, Ford, Toyota, Cummins, Deutz, Caterpillar. По КПП работаем также с несколькими производителями.
Но ведь российские поставщики отказали нам не только в двигателях. Под разными предлогами нам шли отказы в поставках по всей номенклатуре: реле, электроника, узлы и агрегаты. Была проделана колоссальная работа по замещению российских комплектующих. Сейчас мы закупаем то же самое в Европе, Турции, Китае, дали заказы украинским заводам. Как говорится: “Не было бы счастья, так несчастье помогло”. Мы нашли заменители, которые по качеству превышают российские аналоги.
– Какой двигатель станет основным для КрАЗа и заменит ЯМЗ?
– Мы еще анализируем, сравниваем, выявляем сильные и слабые стороны. По всей видимости, самым массовым станет двигатель Cummins, который значительно дешевле аналогов иных зарубежных брэндов. На данный момент идет опытная эксплуатация машин с этими двигателями, и по соотношению цена-качество, этот двигатель сможет стать самым популярным.
Но впредь КрАЗ уже не будет ориентироваться на одного производителя. Наши клиенты смогут выбирать различные варианты.
– Какие новинки КрАЗ представит в этом году?
– В этом году мы будем делать ставку не только на армейские машины. Сейчас абсолютно не заполнена среднетоннажная ниша, которую ранее занимал ЗИЛ. В этом году КрАЗ планирует вывести на рынок новую модель 5401 – изотермический фургон грузоподъемностью 2-2,5 т, с бескапотной кабиной MAN. Его представят уже через месяц.
В этом году также будет презентована новая модификация зерновоза, в которой мы учли все замечания аграриев. А на выставке IDEX 2015 представили новые автомобили 6х6 и 8х8 KrAZ-Feona и KrAZ-Hurricane.
Но и это еще не все. Мы рассматриваем развитие бронированной линейки – аналог Спартана, но на собственном шасси. И такая разработка будет готова уже через несколько недель. Передний и задний мосты, раздатка будут КрАЗовскими, будут установлены уменьшенные колеса, облегченные карданы и т.д. Этот автомобиль будет иметь большую локализацию и мы сможем не только уменьшить его стоимость, но и делать на его базе много модификаций. Но появится эта модель только тогда, когда будет заказ от силовых структур.
Кроме того, сейчас на предприятии работают над более “низкими” автомобилями. Есть заказы от коммунальщиков, а также от МЧС по пожарной и аварийно-спасательной технике. КрАЗу есть что представить и в этом сегменте.
– Сейчас появляются замечания к броневикам Краз, поставленным Нацгвардии и армии. Насколько они обоснованы?
– Недостатки есть у всех. И КрАЗ здесь не исключение. Только нужно понимать, что является недостатком, а что является ошибкой в техзадании. В качестве недостатка нам нарекали, что в автомобилях не предусмотрена радиостанция. Обратите внимание – место под радиостанцию в машине есть, но в техзадании она отсутствует. Мы не можем требовать от заказчика, чтобы он обязательно ее купил, мы предлагали ее в качестве опции. Если заказчик от нее отказался, КрАЗ не может ее насильно поставить. Еще один недостаток – отработанные гильзы пулемета падают “не туда”. Но ведь это вопрос к производителю пулемета, и не к машине, на которой он установлен. Следующее. Мы с самого начала предлагали установить систему пожаротушения моторного отсека. Заказчики от нее отказались, но сейчас в прессе это выставляют как “минус” нашей машины. И таких примеров много.
Еще есть и вопросы эксплуатации автомобилей, это сложные машины, которые требуют соответствующего сервиса. К тому же необходимо учитывать и назначение автомобилей. Они не создавались для боя. Это автомобиль защиты личного состава, который проектировали для миротворческих миссий и полицейских задач. Хотя КрАЗ Спартан имеет огромный потенциал, но это – не БТР. И КрАЗ Когуар – это не БТР.
Кроме того, нам очень непросто получить обратную связь по эксплуатации наших автомобилей. Мы сдаем их одним людям, затем их распределяют, отдают другим, третьим и т. д. Сейчас мы в Кременчуге создали учебные классы, где обучаем эксплуатации, особенностям автомобилей. Точно также мы обучаем и представителей иностранных заказчиков. Важно, чтобы на этих машинах ездили обученные нами специалисты, ведь там масса нюансов эксплуатации.
Но есть, безусловно, и работа для конструкторов. Была проблема по кронштейнам амортизаторов, мы их усилили, и проблемы ушли. Был еще ряд вопросов, которые изучены и устранены. Но, опять же повторюсь, мы слишком медленно получаем обратную связь или не получаем ее вовсе. Обратите внимание, Спартанов выпущено более 6 тыс., они есть во многих странах, и покупателей они устраивают. Этот факт тоже о чем-то говорит.
Но, предвидя, что импортная агрегатная база будет создавать сложности в армии, мы заранее задумались о создании аналога Спартана на шасси КрАЗа. Цель – уйти от проблематики с импортными запасными частями, обслуживанием. Наше преимущество всегда была унификация, и мы планируем привести к этому и Спартан, чтобы его можно было оперативно и просто ремонтировать, попросту используя запчасти с другой модели КрАЗа.
Кузов чуть обрастет “мускулами”, но основные черты сохранятся, будет также и ряд других доработок. Решение по монококу оказалось очень удачным. Скоро все сами увидите.
– В новой модельной “линейке” КрАЗа по-прежнему нет магистрального тягача, на котором можно было бы ездить в Европу. Ведете ли переговоры о создании СП с кем-то из Большой Европейской Cемерки?
– Переговоры по созданию СП для производства магистрального тягача очень активно велись в 2013 г., когда страна двигалась в ЕС. Мы общались и с немцами, и с французами, и с итальянцами. Были разные конфигурации возможного сотрудничества. Но на данный момент, к сожалению, условия не те и не время. У нас хорошие отношения есть со многими. Но пока взята пауза. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)