После того как в Украине, наконец-то, состоялось распределение частот 3G, со стороны пользователей мобильной связи стал все чаще звучать вопрос: “А зачем нам 3G, когда весь мир строит 4G, и уже активно идут обсуждения 5G?”. Чтобы ответить на него, следует остановиться на некоторых технических нюансах, в частности – на деталях построения мобильных сетей.
Частоты. Для пуска любой мобильной технологии необходимо иметь свободные частоты. Самый популярный сейчас диапазон, в котором практически весь мир (за исключением США) строит 4G FDD LTE – это 1800 МГц. Эти все частоты в Украине использованы под GSM мобильную связь и заняты голосовыми услугами и трафиком передачи данных GPRS и EDGE. К тому же более 50% частотного ресурса находится в пользовании “Киевстара” – так сложилось исторически после слияния этой компании с “Билайном”. Два других оператора при этом сидят на “голодном пайке”.
Каким образом можно строить технологию 4G FDD LTE в диапазоне 1800 МГц, если он занят? Значит, его надо высвободить. Для этого необходимо выдать частоты 2100 МГц на разворачивание 3G. Трафик передачи данных и частично голосовая почта сами быстро переместятся на 3G, благо у 80% пользователей на руках уже имеются 3G-смартфоны, планшеты и просто мобильные телефоны с 3G. После того как часть спектра в 1800 МГц будет успешно высвобождена, необходимо будет сделать рефарминг частот.
Рефарминг. Под этим термином понимают два процесса: перераспределение частот для создания равных конкурентных условий на рынке и гармонизацию – “обмен и склеивание” разрозненных кусочков хаотически нарезанных для оператора частот в диапазоне 1800 МГц.
Так как частоты выдавались не всем сразу операторам на рынке, то и порядка в их присвоении не было, и нет. Выделение шло хаотично, без какого-то перспективного плана, видения и стратегии развития телеком-отрасли. Не регламентировано не только оптимальное количество операторов на рынке Украины, но и способы защиты интересов государства, его телеком-инфраструктуры и безопасности и т. д.
Вопросов очень много, и само выделение частот больше похоже на план вредительства, чем на план развития. Но для нас сейчас важно, что, проведя гармонизацию, мы сможем таким образом уплотнить спектр, убрать ненужные заградительные зоны и высвободить еще какое-то количество частот в этом диапазоне.
Для нормального развития 4G FDD LTE у каждого оператора должен быть в распоряжении диапазон хотя бы 2х10 МГц. В идеале надо подвергнуть аналогичному процессу еще и спектр 900 МГц. Но здесь опять природная монополия “Киевстара” ставит в тупик дальнейшее развитие технологий на рынке Украины.
Технологическая нейтральность. Только после проведения рефарминга можно говорить о технологической нейтральности и предоставлении возможности операторам разворачивать любые технологии на имеющихся частотах – голосовые услуги и высокоскоростной мобильный Интернет. В том числе – и 4G FDD LTE.
Оборудование и гаджеты. Какие конкретно технологии будут разворачиваться операторами – будет определяться готовностью коммерческого оборудования для сетей и наличием большого количества доступных по цене и качеству мобильных устройств: смартфонов, планшетов, USB-модемов и М2М-модемов, мобильных навигаторов и пр.
В Украине пока наличие 4G-девайсов очень слабое. Нашим пользователям еще нужно копить и копить средства, чтобы позволить себе 4G LTE-смартфон. А при нынешней девальвации прогнозы вообще делать крайне сложно.
Готовность 3G к коммерческому старту. Украинские мобильные операторы все прошлые 10 лет без дела не сидели, а готовили сети к пуску 3G в больших городах – по возможности меняли и “железо”, и софт на совместимый с 3G-технологиями. Расширяли и модернизировали транспортные и магистральные сети. Об этом все GSM-операторы (“Киевстар”, МТС, “Астелит”) сообщали каждый раз в пресс-релизах, статьях и интервью.
Так что при включении сетей 3G в коммерческую эксплуатацию пользователи GSM-сетей моментально увидят заветный значок “3G” на экранах устройств. А вот для разворачивания сетей в средних и малых городах времени понадобится больше.
Законодательство. Для того чтобы иметь возможность только начать рефарминг, дерегуляцию и реализацию технологической нейтральности, необходимо поменять ряд законов и подзаконных актов: “О телекоммуникации”, “О лицензировании”, “О РЧР” и т. д. Работы тут минимум месяцев на шесть-девять.
Потом предстоит начать новый этап распределения РЧР, затем – собственно работы по частотному планированию, замену частотных планов и т. д. Для этого каждому оператору понадобится около года на 15-20 тыс. базовых станций. Так что объективно технически внедрять LTE можно будет года через два.
Прочие частоты. В диапазонах 800 Мгц,1,5 ГГц, 1,9 ГГц, 2,3 ГГц, 2,6 ГГц, 3,5 ГГц сейчас действуют CDMA- и WIMAX-технологии. Хотя эти диапазоны пока не суперпопулярны в LTE, но тоже пригодны для беспроводных технологий. И коммерческое LTE-оборудование там уже тоже есть, включая абонентское. Вот здесь как раз и можно сразу “перескакивать” в долгожданные 4G LTE и высокие скорости. Здесь нет промежуточных стандартов 3-го поколения.
Для существующих CDMA-операторов LTE 800 – это абсолютно новая сеть, куда постепенно будут мигрировать клиенты. А для WIMAX-технологий, которые уже входят в семейство 4G, это “апгрейд” сети на большие скорости, и также постепенная миграция абонентов на новые LTE-девайсы.
Поэтому именно для этих диапазонов достаточно просто внедрить принцип технологической нейтральности – и у операторов появится новый стимул для развития сетей. В настоящий момент никто из них не инвестирует и не развивает сети, поскольку вкладывать средства в устаревшее оборудование нет смысла.
«Спящие» операторы. Кроме того, есть группа “спящих” операторов, которые просто “сидят” на частотах, никак их не развивая и не стимулируя тем самым ни отрасль, ни экономику в целом. Это – “Дата Груп” (1,5 ГГц), “Первый инвестиционный союз” (1,9 ГГц), ММДС/СКМ (2,3 ГГц).
Те операторы, которые предоставляют коммерческие услуги – “Интертелеком”, “Пипл.нет”, “Жираф”, “Фрештел”, – как раз фокусируют развитие на областях так называемого “цифрового неравенства”, где наличие широкополосного интернета ограничено – это районные центры, поселки городского типа, коттеджные городки и сельская местность. Это как раз те области, где “большая GSM-тройка” начнет строить сети 3G еще не скоро.
Отсутствие возможности внедрять новые технологии из-за отсутствия технологической нейтральности на законодательном уровне в итоге оборачивается потерей инвестиций в страну и потерей роста ВВП. Если же обеспечить технологическую нейтральность для всех этих операторов, то это ускорит проникновение широкополосного Интернет-доступа в районы и села, и даст толчок для развития экономики Украины. (Елена Минич, эксперт телекоммуникаций Украины и Евросоюза, экс-директор компании “Украинские новейшие технологии” (ТМ FreshTel), forbes.ua/Машиностроение Украины и мира)