Военно-воздушные силы США объявили конкурс на создание нового американского ракетного двигателя, который должен заменить российский РД-180, используемый на носителе “Атлас-5”.
Как сообщил глава Центра космических и ракетных систем ВВС генерал-лейтенант Сэмюел Грейвс, компании, которые станут победителями, получат в общей сложности $160 млн., выделенных на эти цели из бюджета Пентагона. Первоначальные заявки от участников должны поступить к 23 июня, а итоги конкурса будут подведены в сентябре.
Проект осуществляется по принципу частно-государственного партнерства, и в перспективе компании должны будут покрыть треть его стоимости из собственных средств, отметил Грейвс. “План состоит в том, чтобы прекратить использование РД-180, вложив вместе с промышленными партнерами средства в разработку коммерчески эффективных пусковых систем, которые можно будет применять и для вывода на орбиту (военных) аппаратов”, – заявил генерал.
Соединенные Штаты по причинам национальной безопасности и в связи с обострением отношений с Россией из-за Украины еще в прошлом году решили отказаться от использования РД-180 при запуске военных и разведывательных спутников. Конгресс США выделил на это средства и принял закон, в соответствии с которым новый американский двигатель должен быть разработан к 2019 г. До этого времени консорциум United Launch Alliance (ULA), созданный компаниями Lockheed Martin и Boeing, продолжит эксплуатировать “Атлас-5” с российским двигателем.
ULA недавно объявил, что начинает строить новую ракету “Вулкан”, которая будет оснащена новым двигателем производства компании Blue Origin и придет на замену “Атласу-5”. В то же время руководство консорциума не уверено в том, что эту сложную работу удастся завершить к 2019 г., и просит американское правительство продлить разрешение на эксплуатацию РД-180. Ранее представители Пентагона сообщали, что в случае необходимости действие закона может быть временно приостановлено из соображений национальной безопасности.
Судя по всему, консорциум, созданный двумя гигантами авиационно-космической промышленности США, участвовать в конкурсе не собирается. Помимо Blue Origin новый двигатель для ULA разрабатывает также компания Aerojet Rocketdyne. Ее проект считается запасным вариантом на случай, если что-то не заладится у Blue Origin. Пока представители Aerojet Rocketdyne не сообщили, примут ли они условия ВВС. (Aex.ru/Машиностроение Украины и мира)